|
Яна Любарская
Яна Любарская

Представитель ЦАХАЛа Анна Уколова: «У нас одна страна и мы должны ее защитить»

Представитель ЦАХАЛа Анна Уколова: «У нас одна страна и мы должны ее защитить»

Анна Уколова родилась на Украине в 1986 году. После репатриации на Святую Землю, окончила в 2008-м Еврейский университет в Иерусалиме. В ЦАХАЛе наша героиня руководила отделом по работе с русскоязычными СМИ, получив воинское звание – майор. В 2015–2017 годах Анна была директором Израильского культурного центра при посольстве Израиля в Москве, сегодня она - вновь представитель ЦАХАЛа, по взаимодействию с русскоязычной прессой. Живет в новом, пока строящемся городе Хариш. Мы поговорили с ней о ее истории возвращения к своим корням и конечно – о нынешней страшной войне в Израиле.

*** 

– Анна, как начиналась ваша служба в Армии обороны Израиля?

– Чуть ли не в первый день после репатриации, в пятнадцать лет, я с удивлением узнала, что, окончив школу, сначала нужно отслужить в армии и только затем поступать в университет. Меня призвали в 2005 году, но я подписала с армией долгосрочный контракт и получила отсрочку, позволившую отдать долг стране после окончания вуза. Училась на факультете гуманитарных наук Еврейского университета в Иерусалиме, получила степень бакалавра. Срочную службу начала проходить уже после университета, в 2008-м, сразу в офицерском звании. Ну а с 2011-го продолжила служить на сверхсрочной, в звании капитана. В армии встретила людей, которые мне очень помогли, поддержали и повлияли на мое дальнейшее продвижение и вообще на все решения, которые я принимала в жизни. Три года трудилась в «Службе пострадавших» – это подразделение, поддерживающее связь с семьями погибших и раненых солдат, с родственниками тех, кто получил тяжелые травмы при исполнении. А через три года в этом подразделении перешла в пресс-службу, стала пресс-секретарем ЦАХАЛа по связям с русскоязычной прессой. Для меня это был поистине уникальный шанс. 

– Чем занимались в пресс-службе? 

– Три с половиной года общалась с международными СМИ, доносила до общественности точку зрения израильской армии. Но мы никогда не стремились освещать деятельность наших вооруженных сил в розовых тонах. Было необходимо, чтобы у телезрителей, радиослушателей и читателей, сложились хотя бы два мнения, две точки зрения на происходящие события. За время моей деятельности в пресс-службе Армии обороны Израиля было проведено несколько значимых операций, и мы их широко освещали, стараясь подавать всё корректно и достоверно.

– В частности, освобождение солдата Гилада Шалита… 

– Да, освобождение Гилада Шалита произошло через полтора месяца после того, как я стала пресс-секретарем. Тогда же обе стороны приняли решение об обмене заключенными, и мы широко освещали этот процесс. Мнения людей в то время разделились, и с точки зрения цифр сделка оказалась не совсем равноценной. Но для Израиля ценен и важен каждый солдат, это официальная позиция. Поэтому политики и приняли ответственное решение. Подразделение, где я проходила срочную службу, поддерживало связь с семьей солдата — причем все пять с лишним лет, пока его не было дома. 

– Как вам, женщине, было на такой должности? Насколько серьезно к вам относились сослуживцы противоположного пола?

– Всё зависит не от пола человека, а от его характера и способностей. Служила в подразделении, где женщины были в явном большинстве. А в пресс-службе - большинство мужчин. Когда начинала свой путь, моим начальником оказалась женщина, подполковник. Думаю, ЦАХАЛ наглядно демонстрирует, что женщины и мужчины могут прекрасно служить вместе. Понятие «командир» работает не на уровне половых признаков, а на уровне восприятия личности. 

- Вернемся к нашей суровой действительности. 7 октября 2023 года на еврейское государство жестоко напали террористы и началась война, операция «Железные мечи». Какие главные задачи сейчас стоят перед ЦАХАЛом, когда израильские солдаты наконец вошли в Газу?

- Да, к сожалению, мы пережили очень большую катастрофу, после которой теперь долго будем приходить в себя. Благо, сегодня, как никогда, высок моральный настрой не только наших войск, но и всего нашего государства, которое очень сильно объединилось и поддерживает друг друга. 

Трагедии такого уровня, у нас, наверное, не было никогда, за всю историю Израиля, а наша страна видела немало войн и актов террора. Разум отказывается поверить в происходящее. После 7 октября мы насчитали, что только по официальной статистике, у нас - 1300 уничтоженных жизней, про которые нам известно. А есть еще неопознанные трупы, есть похищенные. Вся наша страна сейчас пребывает в полном ужасе от случившегося, еле-еле начиная приходить в себя.

Спустя почти месяц с того страшного дня, когда на нас жестоко напали, Армия обороны Израиля вошла в Газу, выполняя свою первую, самую важную и основную задачу, нанося удары по террористической структуре группировки ХАМАС. Последняя оказалась довольно мощным противником, и мы будем воевать с ней до ее полного уничтожения. Проводим спланированные рейды, в тандеме с бронетанковыми и инженерными войсками, пехотными силами, с поддержкой с моря и воздуха, разрушая наблюдательные точки террористов, их командные пункты, тоннели. Нами было обнаружено множество точек доступа к подземным тоннелям террористов под сектором Газа. Помимо разрушения террористической инфраструктуры, в задачи ЦАХАЛа входит ликвидация террористов всех мастей и калибров, чтобы предотвратить их дальнейшие нападения на Израиль и вернуть нашим гражданам ощущение безопасности, дать им возможность продолжать обыденную жизнь в наших городах. Ну а разрушенный преступниками забор безопасности с Газой был восстановлен специальными сотрудниками.

- Уже известно, что количество проникнувших на территорию Израиля террористов 7 октября было очень большим. Как избежать подобных трагедий в дальнейшем? 

- В наши дни, весь сектор Газа постоянно отслеживается всеми техническими возможностями — с земли, с моря, с воздуха. Наши солдаты находятся на наших границах и предотвращают все попытки террористов проникнуть на территорию Израиля, в том числе - с воды. У нас уже были случаи, когда террористы пробовали выбраться из тоннеля на нашу прибрежную зону, на границе сектора Газа и Израиля, которые наши ВМС вовремя остановили.

- Какова, на данный момент, ситуация с заложниками?  

- На 8 ноября 2023 года, могу сказать только то, что подтверждено нашей разведкой — в руках у ХАМАС - 240 захваченных израильтян, большая их часть — гражданские лица, дети от полугода, женщины, пожилые, молодые люди. Все они удерживаются в условиях, о которых мы даже не хотим думать. Подчеркну, что освобождение заложников всегда было и остается в приоритете Армии обороны Израиля и всего нашего государства. Есть специальные подразделения нашей разведки, созданные как раз для того, чтобы собирать информацию о том, где находятся заложники, и что можно сделать для их освобождения. Война продолжается, мы наносим удары, но про наших граждан в плену никогда не забываем и прикладываем все усилия для того, чтобы вернуть их домой. 

- В минувшем октябре Израиль призвал в свои ряды огромное число резервистов. Они, по идее, должны не забывать военных навыков и в мирной жизни. Но интересно, сразу ли они идут на поле боя или сначала проходят какие-либо учебные тренировки? 

- Действительно, в нашей наземной операции задействованы военные-срочники и резервные силы. Конечно, резервисты ЦАХАЛа – это люди, которые пришли в армию из дома и сначала должны вспомнить, как себя вести в военных действиях, поэтому, перед отправкой на фронт, у них проводятся учебные тренировки, призванные лица также изучают оперативный план. Все они - сильные, волевые, патриотически настроенные люди, которые четко понимают свои задачи и то, зачем их призвали. 

- На юге у Израиля тяжелая ситуация, а что с севером? 

- Угроза Израилю сегодня исходит как с юга, так и с севера. ХАМАС – увы, далеко не единственные, кто хочет убивать граждан Израиля. Постоянные беспорядки у нас проходят также в Иудее и Самарии. Есть еще Ливан и Сирия, на северной границе с Израилем. Скажу вновь - наши вооруженные силы мужественно защищают наши рубежи и находятся сейчас на всех границах, делая все возможное для того, чтобы всем тем израильтянам, кто остался дома и не эвакуировался, спалось спокойно. Говоря о севере: мы понимаем, что «Хезболла» может в любой момент перейти в наступление. По этой причине, немало наших подразделений находится и на границе с Ливаном, и на границе с Сирией. 

- Есть страны, к огромному сожалению, критикующие Израиль и его военные действия, что вызывает обиду и досаду. Есть и те, кто искренне поддерживает еврейское государство, а кто-то выступает за переговоры, за скорейший мир, за немедленное прекращение огня. Насколько была оправданной военная спецоперация «Железные мечи»? Как ответить тем, кто критикует Израиль?

- Израиль, на сегодняшний день, проводит масштабную военную операцию, чтобы разрушить террористическую организацию ХАМАС. Нас вынудили к этому шагу, когда ХАМАС коварно проник на территорию Израиля 7 октября и устроил жестокую резню, убивая жителей нашей страны. И сегодня наша арми, на протяжении последнего месяца наносит удары по инфраструктуре террористов, чтобы подобное никогда больше не повторилось. Верю в правильность наших действий. Нет никакого смысла договариваться о прекращении огня, пока существует боевое крыло ХАМАС, пока не освобождены наши заложники. Я — за очень серьезный удар по террористам, они же хотят убивать нас, а значит мы не должны позволить им этого делать. У нас одна страна и мы должны ее защитить любыми средствами.

- Недавно, на Святой земле было выпущено специальное видео о зверствах ХАМАСа...

- Да, верно. Жуткое 44-минутное свидетельство преступлений, очень страшное и тяжелое для восприятия - было собрано израильскими специалистами из видео, зафиксированных самими террористами на их нагрудные камеры, снятыми потом с убитых боевиков, собранное по многочисленным израильским камерами наблюдения, видеорегистраторам, смартфонам, а также взятое из социальных сетей. Думаю, что для людей, которые живут в еврейском государстве, просмотр всего этого — намного сложнее, чем для тех, которые в нем не живут. Мы, израильтяне, очень эмоционально пережили весь этот ужас и хорошо понимаем, что там произошло. Я в тот «чёрный» день не была на юге, но после показа - вновь отчётливо осознала всю глубину трагедии. Оказалось, она – гораздо мощнее и масштабнее, чем я себе ее представляла. При том, что в этот фильм вошло примерно десять процентов от всех зверств, творившихся в тот день на юге в течение нескольких часов.

- Да, это очень страшно…

- Когда проводила один из таких показов, мы пригласили на него стоматолога, который с первого дня осуществлял опознания погибших на израильской базе «Шура» из-за того, что многие тела были обезображены до неузнаваемости. Некоторые, наверное, удивятся, зачем, при опознании тел стоматолог? Но дело в том, что существует определенный процесс, по которому проводится опознание. На нём обязательно должны присутствовать судмедэксперт, военный врач и стоматолог, чтобы идентифицировать останки жертв по зубам. Большая часть жителей Израиля служила в армии, и последние 10-15 лет в период призыва молодым людям делают панорамный снимок зубов и их отпечатки, чтобы при несчастных случаях у экспертов была бы возможность идентификации погибшего по этим их медицинским особенностям. На сегодняшний день, у нас находится еще более сорока тел, которые пока не могут опознать. 

- Почему важно показывать этот фильм самым разным зрителям, как думаете?

- Мы показываем этот фильм сегодня, чтобы люди, которые рассказывают об израильской октябрьской трагедии, могли бы лучше понять всю глубину и весь ужас случившегося. Подчеркну - я не считаю, что его следует показывать широкой публике. Пресс-службой ЦАХАЛа на данный момент принято решение, что этот фильм демонстрируется иностранным журналистам — не израильтянам, которые, возможно, не до конца понимают суровые реалии нашей жизни. Также, показываем это видео представителям дипломатических миссий. Показы в посольствах проводятся с акцентом на представителей СМИ. Уверена - было бы неправильно скрывать все эти страшные преступления. 

- Что в этот, столь непростой период, дает лично вам силы держаться и работать?

- Верю, что наша армия делает правильное дело. Также мне придает силы и то, что Израиль сейчас невероятно объединился, и все те, кто находится в тылу, сильно поддерживают и друг друга, и наших военнослужащих, постепенно пытаясь вернуться к нормальной жизни. Много сил мне даёт и осознание того, что во всём мире нашу страну и нашу армию — тоже активно поддерживают, самыми разными способами.

- Каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее, как изменится еврейское государство, когда война закончится?

- Сейчас трудно давать какие-либо прогнозы на будущее. Повторюсь, Армия обороны Израиля в эти минуты занята очень важными заданиями — возвратить всех наших заложников домой, разрушить инфраструктуру ХАМАС, вернуть безопасность в наши дома, защитить все наши границы. Дальнейшее планирование можно будет строить лишь только после этого, как все эти задачи будут выполнены. Надеемся, что нам быстро удастся достичь всех, поставленных перед нами целей и задач.

Похожие статьи