По мнению большинства ученых, горские евреи являются потомками древних евреев, изгнанных из Израиля в Иран, где они освоили язык местного населения, а затем вынужденных переселиться на Кавказ. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века – из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман.
Горские евреи считают свое происхождение от колена Иудина, находившегося когда-то в плену у персов. (Васильев А. Т. Горские евреи. Новое обозрение. Тифлис, 1889.)
Сами горские евреи отсчитывают вот уже 2300 лет своего пребывания на Кавказе: то есть они полагают, что изгнание началось спустя 200 лет после падения Древнего Израиля под натиском ассирийцев.
Существует и другая версия – о том, что горские евреи на самом деле являются татами – иранцами по происхождению, которые во времена Хазарского каганата (VIII–X века) были обращены в иудаизм.
…У Писаха Исакова очень ответственная должность: он – представитель Кубинской районной исполнительной власти в Красной Слободе. Кроме того, он увлекается историей, читает лекции школьникам. Исаков объясняет: «Нам не надо доказывать, что мы евреи, это и так ясно: еврейская жизнь у нас всегда бурлила. Некоторые говорят, что мы потомки хазар. Нет, мы не хазары. Мы – выходцы из Израиля. Наши предки считали себя потомками пленников, выведенных из Сциллы и Харибды после безуспешной осады Иерусалима. И то, что нас мало, тоже можно объяснить».
(Впрочем, насчет «мало» можно поспорить. Согласно математическим выкладкам Мухаила Ягубова, численность горских евреев на сегодняшний день составляет немногим менее четверти миллиона человек, а именно 225 054 человека: «Эта цифра близка к действительности, хотя сейчас многие из них могли уехать».)
И все-таки – если включиться в научную дискуссию – горские евреи не могли быть потомками хазар (не исключено, однако, что потомки хазар позже могли присоединиться к горско-еврейскому населению Кавказа), поскольку Хазарский каганат, по многочисленным свидетельствам историков и археологов, не был монотеистическим государством. Там были и язычники, и христиане, и мусульмане, и иудеи. Со временем знать каганата приняла иудаизм. Миграция же евреев на Кавказ и их расселение там – это история сообщества людей, объединенных кровными и религиозными узами, общими законами и укладом жизни.
Первоначально все еврейские поселения находились в горах по той причине, что евреи в этих местах вынуждены были спасаться от нашествий, – в горах укрываться от набегов было легче. Причем прятались здесь не только евреи, но и местные язычники.
В нескольких километрах от Красной Слободы, на левом берегу Кудиалчай, находится Кульгатская долина – там когда-то был орешник, поэтому местные старики говорят: «Жили в орешнике 800 лет…» Здесь находилось поселение горских евреев под названием Кулгат, которое было разрушено в результате набега Надир-шаха. В этом месте сохранились остатки древнего еврейского кладбища, что подтверждает слова стариков о «жизни в орешнике».
Мухаил Ягубов показывает нам фотографии надгробных камней. «Эти камни – свидетели прошлого горских евреев, прибывших в Кавказскую Албанию, в Кульгатскую долину, к подножиям Шахдага, – поясняет Мухаил Яхгуевич. – Кроме этих мест, от погромов арабских халифов евреи укрывались также на недосягаемых высотах Эльбруса и Казбека. Все эти сведения являются неопровержимым доказательством того, что горские евреи прошли через Кульгатскую долину по Великому шелковому пути. Они достигли вершин Шахдага, Эльбруса и Казбека и поселились там. Кстати, это подтверждают и горские народы».
Мухаил Ягубов несколько книг посвятил историческим изысканиям. «Вот фотография дороги, ведущей к селению Учкун, в котором проживали горские евреи после изгнания в Кульгатскую долину. А вот кладбище вдоль дороги, с левой стороны между селениями Купчал и Галадуз. Камни расположены по направлению к востоку», – показывает он.
Спасаясь от персов, евреи все дальше продвигались по Кавказскому хребту и укрывались от набегов высоко в горах, в том числе у подножия Шахдага (4243 метра над уровнем моря). Но потом, во времена Хусейн-Али-хана, в первой четверти XVIII столетия, они спустились с гор в долину реки Кудиалчай и нашли прибежище в столице Кубинского ханства.
Рассказывает председатель общины Борис Юсифович Симандуев:
История проживания горских евреев в Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. А здесь, в Еврейской, так называемой Красной Слободе мы живем 285 лет. Раньше мы жили в нескольких километрах отсюда, в горах. Но когда Надир-шах во главе армии персов напал на север Азербайджана и его армия вырезала целые селения, уничтожая женщин и детей, евреи бежали в поисках сильного покровителя. И они нашли такого покровителя в лице Кубинского хана – Хусейн-Али-хана.
Илья Карпенко
Основано на материалах журнала "Ле хаим", Июнь 2007
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»