Авраам Дадашев - Дербентский миллионер 19 века

      Как часто в беседе с героями своих статей я слышу, что их предки в прошлом, до революции, были богатыми людьми, среди них были и Купцы. Основатель одного из известных родов в Дербенте времён российской империи - миллионер, крупный промышленник, владелец акционерного общества «Дадашев-Ахундов», хозяин различных рыбных промыслов, владелец виноградных плантаций Авраам Натанович Дадашев. Человек с непростой судьбой, он владел несметными богатствами. Увы, революционные события, и впоследствии Советская власть, отняли у него практически все богатства, лишили жилья и семьи.
      Родился Авраам Натанович в селении Нюгди (Мюшкюр) в бедной семье во второй половине 19 века. В народе его ласково называли «Оврогьом Нетен Мюшгуьри». По биографии этого незаурядного человека можно сделать интересный телесериал под названием «Жизнь - от богатства до нищеты». Страшно представить, что испытал известный помещик-меценат, любимец народа, в то неспокойное время.
      Просмотрев книги о горских евреях, я ничего не нашла о том, как прошло детство А. Дадашева; о том, какое образование он получил, как начинал свою предпринимательскую деятельность. Исходя из того, чем занимались в конце 19 и начале 20 века горские евреи, можно предположить, что начальное свое состояние будущий миллионер заработал на выращивании и продаже натурального красителя для ковровых нитей - марены. На Кавказе именно евреи занимались мареноводством, что приносило прекрасный доход. Не зря люди тогда говорили: «Посадишь марену, получишь золото». Дербентские купцы вывозили марену в Астрахань и Нижний Новгород. За каждый пуд марены платили от 10 до 15 рублей золотом.
     Состоятельные семьи в Дербенте с каждым годом увеличивали посевы под марену, вместе с этим и доходы от её реализации. Помимо евреев, в Дагестане выращиванием марены занимались и представители других наций, таких как азербайджанцы, табасаранцы, армяне, кумыки. Производство марены приносило достаток каждой семье, что занималась её выращиванием, благодаря чему многие их них сразу же разбогатели. Значительная сумма прибыли от продажи марены поступала в городскую казну и на благоустройство древнего города. Город в те годы действительно выглядел ухоженным и благоустроенным.
      Но, к сожалению, на смену марене пришли дешевые химические ализариновые красители, поступавшие из западных стран. Цены на натуральный краситель резко упали. Это было настоящим финансовым кризисом для тех, кто занимался мареноводством. Но предприимчивые промышленники Ханукаевы, Дадашевы и Ахундовы в этой ситуации не растерялись и быстро переориентировались. Они стали расширять виноградные плантации, заниматься виноделием, строить рыбные промыслы и бондарные заводы.  
      Большая заслуга в развитии виноградарства и виноделия в Дагестане принадлежит именно представителям общины горских евреев. Авраам Дадашев один из первых основал винный завод в Дербенте. Продукция его завода - «виноградная водка» пользовалась огромным успехом в России и за рубежом. 
     Вместе со своим другом азербайджанским предпринимателем Сафтаром Ахундовым, Авраам Дадашев на свои средства выстроили на центральной улице (по ул. Ленина) города красивое архитектурное здание с контурным изображением буквы «Н». В 1914 году по завершении строительства меценаты вручили ключи от реального училища главе города Дербента (ныне там располагается завод «Электросигнал»). В этом же году они построили здание центральной больницы (по ул. Буйнакского). Щедрые подарки были приурочены к приезду в Дагестан российского императора Николая II и в честь 300-летнего юбилея дома Романовых.
      Из книги Х. Авшалумова «Очерк истории рода Ханукаевых»:
      «Моя тёща рассказывала: когда выпекали хлеб в тону (земляной печи) по заведенному у семей Ханукаевых и Дадашевых обычаю, первые три партии выпеченных чуреков раздавали вдовам и нуждающимся семьям. Батракам и рабочим вовремя платили зарплату за их труд. А также помогали нуждающимся семьям справлять свадьбу для сына или дочери и купить к празднику необходимые продукты.
      Обычно члены рода Ханукавевых сочетались браками между близкими родственниками - между двоюродными братьями и сестрами. Но из других родов они больше всего роднились с известным родом Дадашевых.
      Авраам Дадашев и братья Ханукаевы пользовались большим уважением не только городских властей, но и генерал-губернатора Дагестана, а уже через него и самого российского императора Николая II».
     Но приход Советской власти лишил этих людей не только богатства, но и спокойной жизни. Не секрет, что их самих и, конечно же, и потомков сразу же причислили к «врагам народа». А большую часть расстреляли или отправили на каторгу в Сибирь и Дальний Восток. Авраам Натанович сразу же принял мудрое решение, чтобы избежать репрессий сам добровольно отдал свои плантации виноградников, рыбные промыслы, заводы и дома новой власти. 
      В 1924 г. А. Дадашев предпринял попытку вместе с семьей выехать в Эрец Исраэль. Когда пароход был готов к отплытию, на борт поднялись чекисты и арестовали бывшего дербентского миллионера. В руках у него был кожаный саквояж, в нем полтора кг золота. По счастливой случайности его супруга избежала ареста. Но со своей семьей ему так и не суждено было встретиться. Арестанта везли из Батуми в Москву в железной клетке, как злостного уголовника. 
      Узнав об аресте известного мецената, его земляки в Дербенте устроили митинг, требуя от властей отпустить Авраама Дадашева. Через некоторое время он вернулся в родной, но уже чужой для него город.  Собственные дома и заводы, которые принадлежали ему, были розданы народу. А все его промыслы и виноградники отошли колхозам и совхозам. Талантливый промышленник и предприниматель стал бездомным изгоем без денег и средств к существованию. 
     Но многие из тех людей, которые работали раньше на него, с уважением относились к бывшему миллионеру, помня его благородные дела. Хотя некоторые из них с опаской относились к «врагу народа», порой бросая ему в след обидные слова.  
      Народ помнил о том, как Авраам Натанович делал много мицвот. Выделял деньги на благотворительность своим сородичам - на свадьбы, на образование, на нужды синагог. О том, как в домах, выстроенных меценатом, бесплатно жили его работники. Долгое время он обращался к властям, чтобы его выпустили в Эрец Исраэль, воссоединиться со своей семьей. Но, увы "железный занавес" на семьдесят долгих лет наглухо закрыл дорогу за рубеж. 
      Скончался бывший миллионер в нищете, пригретый чужыми людьми, в 1935 г. 
      

Автор:
Похожие статьи