«Посох и меч» - роман Иосифа Мигирова

     Я всегда была высокого мнения о произведениях Иосифа Мигирова, который будучи еще студентом литературного института имени А. М.Горького написал несколько произведений, что стало продолжением его литературной биографии. Произведения Иосифа отличаются своим философским напряжением, еврейской тематикой. Иосиф подготовил свои лучшие работы для выхода в свет одной книгой, и меня снова захватил роман «Посох и Меч» (в последней редакции «Оставленные жить»), в котором эта напряженность достигает кульминации, искренность героев проходит лейтмотивом на протяжении всего романа. Своеобразное видение, оригинальность письма, его мировоззрение, философские размышления дают возможность сказать читателю о своем еврейском духе... Это и есть отношение писателя к Эрец Исраэль - искренняя любовь, боль, неудовлетворенность, поиск и победа... Роман «Посох и Меч» - классика литературы, который должен быть переведен на иврит, чтобы его могли читать наши дети, внуки и последующие поколения.
      Меня, как читателя, очень затронули и заставили сопереживать вместе с автором многие моменты романа. «Еврейская душа устала от песен отчаяния и боли! Сегодня она жаждет мужественных гимнов и пусть, наконец, мы навсегда перестанем считаться нацией - жертвой!». Сколько здесь боли и гордости, это призыв поэта, и таких моментов тысячи на протяжении романа. Герой романа, Старец Ури, описывается так, что сразу хочется поверить этому герою и почувствовать его отношение к окружающим, его тепло и мудрость... «Везде шла жизнь: и в небесах, и под землей, как, наверное, сейчас под его башмаком, в земле, шевелится какой-нибудь червь. Всегда и везде - жизнь.
      За спиной мягко зашуршала трава. Повиливая хвостом, в ноги Ури уткнулся ягуар - величественная кошка с ярко-желтой окраской, с черными пятнами, шерстью. ...Старец подобрал его, когда тот был еще совсем котенком, заботливо выходил, и теперь это была преданная ему царственная кошка - Гром». Царственная кошка Гром - такое определение дает возможность доверить этому ягуару, другу старца, в этом тайна отношений людей, добра и зла, ненависти и любви... 
      «Много неизвестного таила в себе Долина Призванного, и самой желанной была тайна Дерева Струящейся Воды. Ури немногих посвящал в нее, но кому доверил, тот мог видеть завораживающую картину: высокий стройный ствол из струящейся воды, выходя из земли, достигал самых небес. И где бы ты ни был, стоило тебе вызвать ее, и перед тобой открывалась эта захватывающая картина: посредине мира искрилось прозрачное величественное Дерево. А испив из него несколько божественных капель, ты мог познать Таинство Возможного...». Таинство, Завершенность и Умиротворение - вот истина всего, так определяет писатель. 
      Старец Ури - мудрый, умный и знающий еврейскую магию. Древние евреи были величайшими магами. Танец сорока девяти петель и лечебный магический танец сохраняли горские евреи, но и они со временем утратили его. Там, где обретается смысл, там появляется благодать, так ведет писатель читателя по строкам своего романа. Сознание и Мозг, что это такое? Писатель отвечает: БОЖЕСТВЕННАЯ ТАЙНА. В романе масса мудрых изречений, стремление привести читателя к благополучному исходу, знакомство с Хаймалкой евретянкой, так называет писатель героиню романа. «Вот Царица! Только правой руке - Праведный меч, и левой - Праведный свиток! Сила! Мудрость! Красота! Вот что должно быть символом Израиля! Вот о чем говорил Господь через Иеремию! Вот что должно вернуться на Святую Землю: Царица Израильская с Праведным мечом и Праведным свитком в руках! Сила! Мудрость! Красота!».
      Хаймалка не смогла скрыть улыбку, и почудилось, что вся Долина осветилась ею. Свиток Торы и Меч это СИЛА и КРАСОТА. Весь роман читается в напряжении. Наши новые смелые тексты - новый еврейский дух - вот единственный путь спасения...  Истинные Тексты изменяют сознание, - заметил в свое время Лев Толстой.
      «Три венца имел древний еврейский народ: Первый венец, Венец Могущества, принадлежал Моисею. Второй Венец - Венец Жречества - принадлежал Аарону, и Третий Венец - Венец Царствования - принадлежал Мирьям. Тора. Меч. Венец. - Мудрость. Сила. Красота. Мудрость защищена Силою, Сила наполнена Мудростью, а все вместе - это и есть красота. Царица Израильская». Так патетически завершается роман Иосифа Мигирова.
      Однако, как мне представляется, в романе Иосифа Мигирова драматизм превалирует. «Посох и меч» является ярким философским романом и заметным вкладом в общую сокровищницу не только горско-еврейского, но и всего израильского творчества. Этот роман можно сравнить с бездонным колодцем, в котором еврейская мудрость и духовность во всем богатстве красок, и мироощущение автора.

Автор:
Похожие статьи