Последствия наветов. Часть 3

      Гражданская война. Кровавые наветы продолжают служить поводом для осуществления погромов. На Кавказе устанавливается советская власть. Но несмотря на прекращение жестоких погромов, межнациональные отношения остаются не просто напряженными, они приобретают все новые оттенки. Так, в Дербенте постоянные ссоры вспыхивали в очереди за водой. Считалось нормальным явлением образование нескольких, раздельных между собой, очередей за водой - мусульмане, русские и евреи -. каждый из них становился в «свою» . Инцидент, имевший место в 1926 году, вошел в историю под названием «Дело кубинских невест» Каждая из еврейских девушек, проживавшая в Красной (Еврейской) Слободе, и которая готовилась к замужеству, в соответствии с указом Азербайджанской ССР, направленным против заключения браков в слишком раннем возрасте, принуждалась работниками кубинского ЗАГСа проходить у врача медицинский осмотр. Одну из невест, сбежавшую от врача , милиция насильно привела обратно. Когда евреи пришли в горисполком с жалобой, местная власть встала на сторону, конечно же, врача. Дескать, евреи всегда обманывают и приписывают девочкам годы, вот потому врачебное освидетельствование необходимо. После этого случая евреи, собрав денег, направили в Москву ходоков с жалобой.    
      Обращение, направленное в Совет национальностей, было подписано представителями 150 семей. Рассматривалась жалоба первым секретарем Закавказского комитета партии Серго Орджоникидзе. В газете «Правда» опубликовали статью Ю. Ларина (видный партийный публицист) об этом из ряда вон выходящем безобразии. В высказанных в адрес местных властей осуждениях в бюрократизме и бездушии, Ларин дал оценку их отношению к евреям, охарактеризовав их как нападки шовинизма и дискриминации. Для проверки тех фактов, которые были изложены в статье Лариным, в Азербайджане создали особую комиссию, возглавляемую Г. Мусабековым (председатель совнаркома Азербайджанской ССР). Виновные были преданы суду. Дело слушалось в одном из слободинских клубов. Свидетелями обвинения выступили 20 человек, и все факты, которые были приведены в жалобе, подтвердились. Более того, выяснилось, что только получив взятку в размере 50 рублей, врач выдавал девушкам справки. Благодаря раскрытию дела невест, Красную (Еврейскую) Слободу, находившуюся до этого события в административном подчинении г. Кубы, выделили в отдельный район, в котором уже был свой ​​исполком и ЗАГС. 
      В 1926 году, осенью, в нескольких дагестанских аулах распространили слух о совершении горскими евреями ритуального убийства мальчика -. Мусульманина . Возбужденная до предела толпа совершила несколько организованных погромов в Дербенте, Махачкале и других, населенных евреями, пунктах Местные власти ЭТО дикое явление объяснили ТЕМ, что большая часть населения мелкобуржуазная и, разумеется, имеют место факты противоречий интересов относительно их и горских евреев, основное занятие которых торговля и ремесло. Подобный марксистский ответ явно игнорировал наличие такого явления, как многовековая ненависть к евреям. Совет национальностей по приказу центральной власти СССР, которая в эти годы боролась с антисемитскими проявлениями, направил в Дагестан для проверки инструктора Зяму Островского. Несмотря на то, что местными властями был принят ряд постановлений, направленных в защиту еврейского населения, предотвратить повторения погромов не удалось. 
      В мае 1928 года в отделении милиции Дербента разбирали жалобу родителей, потерявших 4-летнюю девочку. Алиев -. старший следователь, которому было поручено расследование, высказал подозрения, что девочку могли убить евреи, нуждающиеся В детской Крови В Связи с приближением Песаха Своими соображениями ОН решил Поделиться с начальником коммунистом Адамовым. А тот приказал следователю вместе с милиционером отправиться на базар для поисков девочки. Но, вопреки приказу, они начали поиски с еврейского квартала. А тем временем, пока шли розыски, девочка, живая и невредимая, вернулась сама. Евреи написали коллективную жалобу в горисполком. А местные органы власти, придерживаясь указания центра относительно предотвращения погромов, решили предать суду Адамова и Алиева. Адамову суд присудил всего год заключения, а Алиева оправдали.
      Вторая половина 20-х годов. Государственные артели Гянджи отказались продавать людям еврейской национальности товары, стоящие у них намного дешевле, чем на базаре, объясняя это тем, что евреи и так богаты, золота у них много, пусть, мол, покупают на рынке. Та же причина выдвигалась биржей труда, которая отказала в регистрации безработным евреям. Их и на работу не принимали, утверждая, ЧТО НЕ евреи являются коренным населением И т.п. В 1929 году одна московская газета опубликовала статью, в которой говорилось, что местные власти в течение долгого времени проявляли упорство в нежелании трудоустраивать горских евреев в учреждения и госпредприятия, ссылаясь на необходимость соблюдать национальную пропорциональность в предоставлении рабочего места. 
      Зима 1930-го года. Дербент. Тут, как и повсюду в СССР, ощущали нехватку керосина. Коммунист Набиев, член Дербентского горсовета, заявил, что знает, чьи это проделки. Апрель 1931-го года. Начальник милиции Барсиков получает приказ обыскать каждый еврейский дом. Он попытался возразить, объясняя, что это воспримут как антисемитизм, что повлечет беспорядки, однако, Набиев настоял на своем. Отряд милиции вместе с пожарным подкреплением окружил еврейский квартал и провел варварский обыск 500 домов. Керосина всего было обнаружено 320 литров, которые тоже конфисковали. Жалобы евреев на имя председателя горисполкома Дагаева и областного прокурора Пашаева ни к чему не привели -. те просто отмахнулись . Да и газеты не стали освещать эту историю в подробностях, ограничились лишь коротким сообщением Тем не менее, реакция республиканского ЦК компартии оказалась незамедлительной, и выразилась в направлении в Дербент комиссии для проверки фактов. На основании чего был сделан вывод, что обыски именно еврейских домов -. это проявление антисемитизма, акция шовинизма, грозящая обострить межнациональные отношения . Результатом стало Чего вынесение дисциплинарного взыскания В отношении партийных советских руководителей И Дербента Взыскание Получил И прокурор Дагестана Мататов. Набиеву также пришлось покинуть занимаемую должность. Его, Барсикова, Гардена и начальника пожарной части арестовали. В 1931 году 29 мая в помещении рабочего клуба состоялся суд. Согласно приговору, Набиев получил 3 года заключения, Барсиков - 2,5 года, и Гарден - 2 года. Если в период с двадцатых по начало тридцатых годов советскими и партийными властями пресекались антисемитские проявления, то в последующем ситуация стала развиваться диаметрально противоположно.

Автор:
Похожие статьи