Пословицы и поговорки горских евреев являются одним из видов жанра самобытного фольклора устного народного творчества, они немногословны, но поучительны и многообразны (ә мәсәләһо гоф кәми, угуд амбар).
Пословица – едва ли не первое яркое проявление творчества народа. По разным тематикам, пословицы и поговорки отражают быт и обычаи, историю народа. В них, как в зерне, заложены все деятельные силы человеческой культуры.
И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами само направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и точностью выражений, живописной изобразительной силой пословиц.
Поражает всегда сущность, смысл пословиц. Они касаются предметов не только быта народа, но и его обычаев, обрядов и понимания смысла жизни.
В книгу «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ» вошли пословицы моего горско-еврейского народа, произошедшего, большей частью, из Азербайджана и всего Кавказа.
Поэтому иногда в пословицах, собранных мной, встречаются некоторые популярные, часто употребляемые другими народами, которые всегда жили в дружбе и мире с горскими евреями.
Пословицы горских евреев так же, как у других народов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних и дальних: родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников; общественных порядков, учреждений, законов, суда, ожидаемой и реальной справедливости; житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера, причин и следствий его разнообразных действий.
Эта тематика столь же обширна и глубока, как жизнь народа.
Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся в будущем – не утрачивается и не теряется во времени их жизненная и поэтическая ценность.
Порой она даже возрастает, вследствие расширения предметно-речевой сферы их применения.
Прямой смысл многих пословиц, например, «Гәштүм ә һ,илом йә сәрә, нә офдум ә һ,илом дү сәрә», или «Бал динә - бадал динә», стал архаикой, а переносный живет.
Такими пословицы пришли из древних времен в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается.
Итак, пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение.
Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и, в большинстве случаев, имеет ритмическую организацию.
Примеры пословиц: «Цыплят по осени считают» – «Вәчәһорә пойиз шумордәнүт»; «Что посеешь, то и пожнешь» – «Чү кошдигә, һә у мәров».
Пословица – устойчивое в речи и образное изречение народа, обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии.
Суждение «Лес рубят - щепки летят» - «Үзүмә вәнҹирәнгә, ғәчор лов бирә» интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к другим аналогичным ситуациям.
Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность. В пословице есть определённый, законченный смысл, в отличие от поговорки.
Поговорка – это краткое образное выражение, речевой оборот. Она определяет какое-либо явление, и без контекста не является логически законченным высказыванием.
Примеры поговорок: «Комар носа не подточит»; «Все шито-крыто»; «Ничего не видел, ничего не слышал»; «Много знаю - мало скажу» - «Нә миданум, нә мугуйум».
В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщающего поучительного смысла: «Я к раввину, а он от меня» («Мә ә кин раби, раби ә диғлә вози»).
Есть поговорки-наставления религиозно-духовного содержания, как, например, «Знайте: когда в сердце с Богом - чиста и правильна дорога» – «Әри худомәнд, сәдиглү бирә, рәħ Тирорә гәрәки рафдә».
Пословицы и поговорки живут в народной речи веками.
Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Интересны и самобытны многие старинные пословицы и поговорки, которые дошли до нас с древних веков, например, «Направиться в Ардабиль за тесьмой для кафтана».
Это всё равно, что выйти в дальнюю дорогу или «Пойти на Кудыкину гору».
Ардабиль – провинция Ирана, в те стародавние времена купцы горские евреи закупали товар в Иране и привозили на Кавказ – «Әри сәрмәй чухо ә Әрдәбил рафтә».
Многие пословицы мы знаем из произведений древней русской, горско-еврейской и азербайджанской литературы XI-XII вв.
С тех незапамятных времен и началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Большинство составителей сборников неизвестны. Составители сборников записывали пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. В этих самых слоях и рождались самые глубокомысленные народные изречения. Образованные люди часто употребляют пословицы, чем образованнее человек, тем больше он знает пословиц.
Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь.
В пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас людские радости, слезы, страдания и смех, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Некоторые старинные пословицы и поговорки наши родители слышали от своих родителей, а те, в свою очередь, от своих дедушек и бабушек: «Если кислую алычу отправить в Багдад и посадить ее косточку, из нее сладкая слива не вырастет» – «Әлүрә ә Багдад бәрдигә, кошдигә, говолу (домбул) нивәров», то есть глупый не поумнеет.
Старинные поговорки используются и по сей день в повседневной речи, в них участвуют персонажи из горско-еврейского фольклора.
Часто в пословицах порицают лень, беспечность, например, «Прошла осень и весна – наступили холода, а с Ћәйвота, как с гуся вода» – «Дәдәй миро Ћәйвота, һово лоли ки»; «Тесто на подходе, а Хава на подводе» – «Ћәвой Мады ә гәштә. Хәмиләйү ә тәшт дә»; «Пока Ханахон думает, как вора, поймать, вор ловит Ханахона» – «Тәйтә Ћәнәħон дүздә гүрдә, дүзд гүрдәни Ћәнәħонә».
Пословицы и поговорки - произведения устного народного творчества, имеющие специфические особенности, где особое значение придается пониманию содержания и выразительности, меткости, точности, образности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла.
Пословицы читаются, разъясняются, произносятся наизусть, передаются из уст в уста, к ним придумываются примеры.
Народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство. И в этом неувядаемая их ценность.