Москва еврейская. Гранатный переулок, дом 7. Организация «Агро-Джойнт»

В Гранатный переулок я часто сворачивал, когда шел из консерватории на Арбат. Любовался архитектурой дома, в котором жили советские военнокомандующие. Но кто мог подумать, что за одним из зданий этого переулка хранится еще одна, и не такая уж далекая страничка еврейской истории. Да и сам переулок в целом – это единственное напоминание о том, что много веков назад неподалеку находился Гранатный двор, где отливали пушки и ядра, хранили порох и заряды. Во время одного из пожаров в XVIII веке двор сгорел, а с ним и многие здания в округе.
Дом 7, о котором пойдет речь, был построен гораздо позже (в 1899 году) по проекту А.Э. Эрихсона для г-жи Леман. Архитектор выбрал для особняка стиль поздней французской готики. Этот дом великолепен, начиная от декоративных элементов фасада, изящных переплетов окон, дверных проемов и заканчивая ажурной чугунной решеткой. Получился настоящий дворец из красного кирпича, с массивной входной дверью, островерхой крышей, белокаменными оригинальными украшениями. В первозданном виде сохранились некоторые комнаты, откуда видно, что интерьеры в стиле готика, барокко и эклектика были выполнены с использованием дорогих пород дерева и гипсовой лепнины. Перед Революцией 1917 года владельцем дома был г-н Базилевский, губернский предводитель дворянства. Сейчас это здание известно не только тем, что здесь расположен Центральный дом архитектора, но и тем, что в 20–30-е годы XX века тут обитал «Агро-Джойнт» – агрономическая корпорация, филиал Объединенного распределительного комитета США.
Проработала эта организация в СССР, может быть, и недолго (с 1924 по 1938 год), но сделать успела многое. Сначала «Агро-Джойнт» сосредоточил свое внимание лишь на старых еврейских сельхозколониях, которые существовали еще с 1840-х годов. А вот уже затем занялся помощью евреям-переселенцам, которые переезжали из крупных городов и местечек в поисках лучшей доли в южные районы Украины и в Крым. Денег на переезд и обустройство у половины не было вообще, поэтому «Агро-Джойнт» вложил огромные по тем временам средства в организацию новых еврейских колхозов и колоний. За 1924–1938 годы организация израсходовала в СССР примерно $15 млн, полученных из-за рубежа. Основную поддержку до 1930-х компания оказывала южным районам УССР (Калининдорфскому, Новозлатопольскому и Сталиндорфскому) и Крыму (Лариндорфскому и Фрайдорскому районам). После «Агро-Джойнт» переключился на изучение вопроса создания Еврейской автономной области в Крымской АССР или в Биробиджане. Кроме того, к 1930 году организация уже обеспечила всем необходимым колонистов, включая постройки, технику и животных. Были созданы новые еврейские поселения (87 – в УССР, 85 – в Крымской АССР), за границей приобрели 112 автомобилей, множество сельхозтехники, в том числе 720 тракторов и 36 комбайнов. За время работы «Агро-Джойнта» были открыты 42 техучилища и 63 медучреждения для еврейского населения, фабрики по производству стоматологического и медицинского оборудования. Затем это всё плавно влилось в советскую инфраструктуру. Такие результаты были достигнуты во многом благодаря высококвалифицированному коллективу, который попал в зону внимания НКВД в 1937–1938 годах. В начале 1938-го арестовали весь персонал филиала «Агро-Джойнта» в УССР с обвинениями в шпионаже и вредительстве советскому сельскому хозяйству. Расстреляли С.Е. Любарского и И.А. Гроера – они были заместителями Джозефа Розена, руководителя программы переселения евреев в Крым и на Украину. Так благотворительная организация «Агро-Джойнт» превратилась в «контрреволюционную гидру», несмотря на то что всегда старалась держаться подальше от политики.
Конец исторически для такого рода организаций банален. Трагично.
Автор:
Похожие статьи