Уроки XXI конференции «Сэфер»

В Москве завершила работу XXI Международная ежегодная конференция по иудаике, проходившая с 3 по 5 февраля 2014 года и организованная Центром «Сэфер» при поддержке «Джойнта», РЕК, Благотворительного фонда Genesis, EAEK и др.
Среди огромного количества выступлений наш особый интерес вызвали доклады Н. Кашовской (Санкт-Петербург) «Опыт каталогизации еврейских надгробных памятников Южного Дагестана», И. Семенова (Махачкала) «Структура горско-еврейской демонологии и ее монотеистический контекст» и презентация Л. Микдаш-Шамаиловой (Иерусалим) составленной и отредактированной ею книги «Ф. Шапиро и горские евреи», Ханы Косейковой из Чехии «Некоторые аспекты современной культуры выходцев с Кавказа в Израиле». Еще четыре доклада не было прочитано из-за неявки докладчиков. Приятным и полезным для участников и гостей конференции стало обилие безвозмездно предложенной им литературы по различным аспектам и тематике еврейской жизни. Не останавливаясь на достоинствах выслушанных работ, по горячим следам конференции хотелось бы поделиться с нашим читателем некоторыми вопросами, идеями и предложениями, возникшими по ходу конференции. Эти вопросы прозвучали в кулуарах конференции среди ее горско-еврейских участников примерно так:
– почему горско-еврейская секция переродилась в секцию неашкеназских еврейских общин, где наша тематика обсуждались вперемешку с докладами об участии севастопольских караимов в городском управлении, об обряде оплакивания покойного в похоронном цикле бухарских евреев, о средневековой  истории Дербента, о миграционных связях судеб евреев Кавказа, о некоторых явлениях еврейско-грузинского диалекта и о других вопросах караимской и бухарско-еврейской общин;
– как на общееврейской международной конференции вместо создания нескольких секций (по кругу специфических вопросов или проблем) стало возможным деление  всех евреев на две части: ашкеназы и неашкеназы;
– почему руководителями секции малых еврейских этносов являются не сами представители «неашкеназских» еврейских общин, а люди, незнакомые с проблемами и  бедами этих общин и мало известные в самих общинах;
– почему так скудно освещались проблемы почти 200-тысячного горско-еврейского этноса, стоящего на самом пороге утраты своей самобытности под влиянием не всегда объективных причин ассимиляции? В то же время некоторые (немного запоздалые) инициативы по расширению тематики обсуждаемых горско-еврейских проблем не встретили поддержки организаторов конференции, хотя в рамах конференции нашлось место для выступлений, выполненных на уровне ниже требований, предъявляемых к дипломным и даже курсовым вузовским работам;
– почему многие заявленные докладчики не прибыли на конференцию? Есть ли смысл срывать людей с места, отрывать их от семей и работы для прочтения 20-минутного доклада другим людям, которые тоже должны куда-то ехать, чтобы этот доклад услышать?..
Вопросов много. На них надо ответить и сделать соответствующие выводы и предложения.
Итак, по порядку. Исходим из того, что:
1. Мировая еврейская общественность, решая задачу сплочения многострадального еврейского народа вокруг общих ценностей, не желает исчезновения этнических признаков различных групп (а возможно, и колен, продолжающих свой путь в галуте) и их невозвратной ассимиляции.
2. Исчезающий этнос при поддержке мощных благотворительных структур в состоянии сам определить круг стоящих перед ним задач и пути решения своих проблем.
3. Современные средства коммуникации позволяют проводить международное общение лицам, находящимся в местах своего пребывания. Нет необходимости куда-то ехать (иногда по несколько дней), чтобы поделиться своим мнением, на которое не успеваешь услышать внятного ответа. Расходы на такое общение не превысят расходов (как материальных, так и временных и физических) даже на приобретение необходимой новой техники для связи.
4. Заявляемые доклады должны проходить хоть какой-то квалифицированный (и квалификационный) отбор. Здесь важны новизна материала, глубина научного исследования, практическая применимость результатов исследований и т.д. Кому нужна заведомая болтология, чтобы на нее тратить время, а потом еще и включать в сборники материалов конференции?
5. Горские евреи и сами не сконцентрированы и не мобилизованы на решение национальных проблем. Не предпринимается попыток самостоятельно использовать все возможности для исправления известной ситуации.
Уроки только что завершившейся конференции подсказывают, что к XXII конференции мы должны:
– апробировать уже повсеместно применяемый опыт виртуальных семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и т.п. мероприятий по кругу волнующих нас вопросов;
– выявить круг лиц, заинтересованных и способных решать наши проблемы;
– выступить со своими предложениями перед организаторами следующей конференции (об организации горско-еврейской секции, о примерном перечне подлежащих обсуждению вопросов, о требованиях к докладам, о кандидатурах руководителей секции и желаемых участниках и др.), а свою дальнейшую работу и взаимоотношения с Центром-организатором строить с учетом ответа на эти предложения.
Эта работа укладывается в комплекс мер по сохранению нашей национальной идентичности. Координация всех этих мер должна быть возложена на специально подобранных людей.

Фото автора статьи

Автор:
Похожие статьи