• Пожертвовать
  • Оставить отзыв
  • Прислать материал
  • Магазин
  • STMEGI Junior
  • Игра Гофлоо
  • 5 Декабря 2016 | 5 Кислева 5777
    • 63.92
    • 67.77
    • 16.43
  • Конвертер дат

    Григорианская дата

    Еврейская дата

    Курсы валют
    Сегодня Завтра
    USD ЦБ 64.1528 -0,2286 63.9242
    EUR ЦБ 68.4703 -0,7043 67.766
    ILS ЕЦБ 16.6781 -0,2453 16.4328
  • История и традиции

    Хана Рафаэль

    Из жизни горско-еврейских праведников. Рабби Ильёву бен Хануко

    2 1

    Живя на бывшей родине, в Кавказском регионе, горские евреи строго придерживались еврейских традиций. 

    Несмотря на запреты советской власти, почти в каждом населенном пункте, где они проживали, успешно действовали синагоги. Негласно горско-еврейские руководители предприятий и заводов постоянно помогали родной общине, благодаря чему в синагогах-нумазах могли работать наши благословенной памяти раввины. 

    Многим из них «дестур» – диплом рабби – доставался по наследству. Один из них горско-еврейский праведник рабби Ильёву Абрамов. Он родился в 1892 году в семье рабби Хануко в селении Ашага-Араг Касумкентского района Дагестана, где при населении в 500 семей действовало две синагоги. 

    Рабби Ильёву из рода потомственных раввинов, представители его рода семь поколений служили в синагоге и читали Сефер Тора. Среди них были не только его отец, дед и прадеды, но и их братья. А родоначальником семьи Абрамовых (фамилии) был его дед рабби Овроом.

    С детства Ильёву посещал синагогу и вместе с юными земляками учился в сельском хедере. До переезда в Порт-Петровск (ныне Махачкала) в 28-летнем возрасте получил «дестур раввина» у рабби Ихиила и рабби Шебетея в селе Ашага-Араге.

    1920 год – это время, когда из высокогорных селений в столицу Дагестана стали прибывать сотни семей горских евреев. Это было связано с набегами бандформирований на незащищенные селения. И первыми, как принято, страдали от погромов еврейские поселения. По переписи 1926 года в Порт-Петровске проживало свыше 2000 горских евреев.
    Рабби Ильёву сразу же по приезде стал служить в махачкалинской синагоге, которая находилась на улице Маркова, 62. В этом районе в основном проживали семьи горских евреев. При синагоге действовала и школа, в ней преподавали: в младших классах рабби Ливи бен Нетен, а в старших классах – рабби Ерухам бен рабби Хануко (брат р. Ильёву).
    В Махачкале в те годы было две синагоги. Вторая синагога находилась на улице Махача Дахадаева, 25, и называлась ашкеназской, потому что ее посещали в основном европейские евреи.
    Во время войны рабби Ильёву помогал продуктами семьям эвакуированных европейских евреев, а также солдатским женам и вдовам с детьми. А после войны, когда закрыли синагогу, он забрал свиток Торы к себе домой. На все еврейские праздники и горские евреи собирались у него дома.
    Несмотря на то что советская власть внушала массам идеи атеизма и всячески препятствовала людям собираться в религиозных заведениях, верующие вместе с раввинами всё равно продолжали собираться на молитвы по два раза в день. Тем не менее служащие синагог, как правило, ходили и на работу, а свое свободное время посвящали родной общине, объединяя людей. Ведь вся общинная жизнь проходила именно в синагоге, и, несмотря на запреты властей, горские евреи на все еврейские праздники и шабаты собирались вместе.
    Супругой рабби Ильёву бен Хануко была Гавьид Ароновна родом из Мамрача Магарамкентского района. Она родила ему семерых детей, из которых в живых осталось шестеро: двое сыновей и четыре дочери. Гавьид ушла жизни в 37-летнем возрасте, оставив его вдовцом с маленькими детьми.
    В трудовой книжке рабби Ильёву Абрамова была одна единственная запись – «заведующий складом Махачкалинского горторга». Он ушел из жизни в возрасте 64 лет 30 мая 1956 года. Но дело отца продолжили его дети. Дочь Соня Капиева-Абрамова с 1982 года служила в Махачкалинской синагоге председателем женсовета и ревизионной комиссии, а также была членом правления синагоги до репатриации 2001 года. 
    И в Израиле она продолжает заниматься общественной деятельностью при культурном кавказском центре города Хадеры. А его светлой памяти сын Ерухам Абрамов был сионистом и одним из первых в 1972 году эмигрировал в Израиль, он писатель, автор нескольких книг. Другой сын рабби – Хануко Абрамов – проживает в Торонто, в Канаде.
    Память – она как незафиксированный видеосюжет давно минувших событий. Люди и судьбы в ней меняются, как актеры. Но среди них всегда были праведники, достойно вошедшие в историю своего народа, и одним из них является благословенной памяти горско-еврейский праведник Ильёву бен Хануко.

    2 1
    comments powered by HyperComments