Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Ваэтханан»

Моше молился и просил (ваэтханан) Всесильного: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Ярдэна, прекрасную гору и Леванон!» (Дэварим 3:23-25). Сказал Всесильный: «Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдёшь ты этот Ярдэн! Дай повеления Иеhошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дэварим 3:27-28)

Мидраш Танхума (Ваэтханан 3) делит молитвы на несколько видов:

Молитва-раскаяние – тэхина (תחינה), таханун, с этой молитвой мы умоляем исполнить наше желание и сожалеем о своих проступках, ибо не было и нет среди нас свободных от ошибок. Именно так Моше рабену просил, ваэтханан, Всесильного простить его и открыть ему дорогу на Святую Землю (Дэварим 3:23).

Другая молитва – жалобный крик, вопль, цеака (צעקה), она подобна «тэруа», что издаёт шофар в Рош hа-шана: «О-о-ой! О-о-ой! О-о-ой!»

И ещё молитва – призыв, зэака (זעקה), чтобы услышали «небеса» всё, что исходит от разума и от сердца.

Но самая действенная – молитва-плач, бэхия (בכיה). Когда заболел Хизкияhу, царь в Йерушалаиме, пришёл пророк Иешияhу и сказал ему, что умрёт он. Тогда Хизкияhу обратился лицом к стене Храма и горько плакал и говорил: «Молю Тебя, Г-споди, вспомни ныне, что я ходил пред Тобою верно и всем сердцем, и делал то, что угодно Тебе».

И ответил ему Всесильный: «Так сказал Г-сподь, Б-г Давида, отца твоего: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцеляю тебя: на третий день взойдешь ты в Дом Г-спода (в Храм). И прибавлю Я к дням твоим пятнадцать лет, и спасу тебя и город этот (Йерушалаим) от руки царя Ашшурского, и буду Я защищать город этот ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Книга царей 2, 20:2-6).

Невозможно жить без молитвы. Молятся все, даже атеисты, когда в глубине души прячут надежду на некие высшие силы, и даже злодеи умоляют, чтобы ничто не мешало их планам. Разумный человек обращается к Б-гу, а глупый к идолу или к своему покровителю. Но «Проклят человек, который полагается на человека, и делает плоть опорой своей, и от Б-га отвращает сердце своё… Благословен человек, который полагается на Б-га, и чьей опорой будет Б-г». (Ирмияhу 17:5,7)

Наше желание исполняется тогда, когда оно становится желанием того, к кому мы обращаемся. Американский психолог Дейл Карнеги учил своих слушателей, что для того чтобы кто-то исполнил твоё желание, внуши ему, что это его желание, исполнение которого ему приятно. Если Моше рабену потерпел неудачу в своей молитве, то желание Хизкияhу соответствовало желанию Творца и исполнилось.

Моше рабену знал, что завершает свою миссию в этом мире и вложил в последние напутствия Израилю и волю, и мудрость, и знания свои. Но как сохранить законы Торы на протяжение веков, чтобы ничего не стёрлось и не изменилось? Сохранять традицию. Первое его наставление: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте из того, дабы соблюдать заповеди Г-спода, Б-га вашего, которые я заповедую вам» (Дэварим 4:2). То есть нельзя изменять законы произвольно, в зависимости от собственных интересов. Как это делали цадуким, изменившие порядок храмовой службы, или реформисты, превратившие синагоги в клубы с джазом, роком, рэпом и танцами между молитвами.

Мы видим, что есть среди нас такие, которые добавляют или убавляют правила по своему глупому разумению. Они разрешают запрещённое и запрещают разрешённое. Они пытаются подогнать законы под свои преступные желания и действия, и оправдывают свои пороки.

Законы Письменной Торы актуальны всегда, а толкование их даёт Устная Тора. Изменение их, произвольное добавление и произвольное толкование опасны для нашего существования. Не только слово – букву Торы нельзя изменить, удалить или добавить, чтобы не исказить явный или сакральный её смысл (Сука 45). Раби Ишмаэль сформулировал 13 правил толкования Торы и применения законов, которые распространяются на частные и общие случаи (Барайта, мидраш «Сефер Торат коhаним»). Применяйте их.

Моше рабену требовал пользоваться законами разумно и справедливо, то есть, чтобы законы служили человеку, а не человек законам, это и есть та высшая справедливость, в которой мы все нуждаемся. В этом суть сказанного: «Поступай справедливо и хорошо в глазах Б-га». (Дэварим 6:18).

Ни в коем случае нельзя пренебрегать законами, но исполнение их следует требовать от каждого по силам его и в соответствие с его состоянием и возможностями. Например, бедная вдова или сирота нарушили закон о граничащих участках: «Не отодвигай межи ближнего твоего» (Дварим 19:14). Как бы ни было обидно хозяину участка, не должен он рьяно отстаивать свои права,  поскольку сказано: «делай доброе и справедливое». Справедливо – уступить, если сам ты не сирота и не бедолага (Бава Меция 108а).

Во времена мудрецов Талмуда был спор между двумя великими учителями Шамаем и Гилелем. Шамай устрожал исполнение законов, а Гилель облегчал. Но Бат коль, Голос небес, поддержал Гилеля (Эрувин 13 б).

Трудно найти на земле уголок, где не слышали о десяти заповедях, которые евреи получили при даровании Торы. Некоторые из них обязательны для всего человечества, такие, как уважение родителей, запрет на убийство, на разврат, на воровство, на лжесвидетельство, на присвоение чужого имущества, другие касаются только евреев: авода зара, шабат, праздники, кашрут.

Почему же тогда осложнились наши отношения с другими народами? «Евреи, – говорят христиане и мусульмане, – не живут по законам Творца, это мы – новый Израиль, всё, что принадлежало евреям, теперь наше, наша страна и её история, наша земля и её душа».

Они пришли свидетельствовать против нас и пытаются отсудить наше наследие. Однако у нас есть свой надёжный свидетель – Тора. Если бы не это, еврейский народ исчез бы давным-давно. Пока мы сохраняем Тору, она сохраняет нас от уничтожения.

Когда евреи вернулись из бавельского изгнания на опустошённую землю, вождём народа был Эзра-софер. Он открыл Свиток на площади разрушенного Храма и стал читать: «А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Б-г, Всесильный отцов ваших, даёт вам!» Евреи стояли и плакали: десятки лет они не учили эти законы, не соблюдали, не исполняли. А теперь Тора возвращается, и народ возвращается к Творцу.

После долгих лет изгнания, о котором предупреждал Моше рабену, евреи возвращаются из стран изгнания. Возвращаются из республик бывшего СССР, где большинство из них забыло о своих корнях, из Европы, где большая часть их отказалась от своих корней и погибла. Из стран ислама возвращаются евреи, сохранившие традиции, но лишённые имущества. Возвращаются евреи из многовекового изгнания и заново овладевают страной. С какой целью? Создать на Святой Земле маленькую космополитную республику Тель Авив с англо-турецкими законами?

Откроем Свиток. Моше рабену напоминает: «...взял вас Б-г и вывел вас из горнила железного... чтобы были вы Его народом, (Его) уделом, как это и есть сегодня». Подумать только, как мы к Нему близки! На этой прекрасной земле, Эрец Исраэль, которую Он дал нам. Чтобы сегодня мы не поклонялись идолам, которым поклоняются другие народы. Их живые идолы собирают толпы фанатиков в мечетях и языческих храмах, на трибунах, на стадионах и в концертных залах. А мы не можем служить ни живым, ни неодушевлённым идолам и вещам, которые созданы для человека, а не наоборот.

Выучим хотя бы одну главу "Ваэтханан", не убавляя и не прибавляя в Торе! Чтобы жить нам по справедливым законам в мире и в достатке. Моше рабену называет наш народ великим именно потому, что мы сохраняем для мира это справедливое учение. «Познай... и прими всем сердцем», что есть Хозяин, который спросит, как ты распорядился жизнью, на что потратил. Не произноси Его Имени напрасно, не клянись. Слово само по себе сильное оружие и может обернуться против клянущегося. Наши праведники зажигали огонь и оживляли умерших Словом (Именем Его).

Рассказывает Бен Иш Хай, что в Багдаде был обычай: родственники умершего в течение года приносили в синагогу ароматные травы, становились у входа, а входящие и выходящие вдыхали аромат, произносили имя умершего и благословляли благовония. Соединяли Имя Творца с именем умершего, чтобы удовольствие, полученное в материальном мире, отозвалось в мире душ.

Во всех еврейских общинах существует вековая традиция принимать и провожать шабат, благословляя на растения, издающие ароматный запах. Весь день нас сопровождает чудесный аромат шабата. В этот святой день Творец поднимает нас до Своего уровня. А с этого уровня любая деятельность, кроме духовной работы в самом человеке, кажется ничтожной.

Соблюдай шабат, не будь глупцом. Глупый человек не боится Творца, но трепещет перед теми, кто сегодня богаче, сильнее, кто временно властвует в его ничтожном мире. «Сын человеческий, не будь слепым, открой свои глаза, посмотри, всё, что тебе доставляет удовольствие и кажется благом в этом мире, – hавель. Не только тебя, но каждого человека Творец создал по Своему образу и подобию. Есть богаче, знатнее, сильнее, умнее и мудрее тебя. Но в любое время и тебя, и их Он может лишить богатства, здоровья, власти и разума». (Шаарей кедуша 2)

Творец поддерживает того, кто способен полностью Ему довериться. Он дал нам заповедь «...чтобы боялись мы (Его) во благо нам во все дни...». Это не страх наказания, а боязнь сына совершить неприличное действие на глазах любимого отца. Мы говорим «Шма Исраэль» и подтверждаем Его власть и свою любовь к Нему. «Значение первого стиха Шма (Слушай, Израиль, Г-сподь – Бог наш, Г-сподь Один!) – свидетельство признания и единства Всевышнего во всех его аспектах (существование, власть и управление), принятие ига царства Творца, воцарение Его над всем миром и принятие решения отдать жизнь для освящения Его Имени» (Рамхаль, «Путь Творца» 4:6).

Каждый день мы обязаны об этом свидетельствовать. Мы обязаны возлагать тэфилин (мужчины старше 13 лет), укреплять мезузу (и мужчины и женщины), своевременно окунаться в микве (женщины), чтобы ощущать заповеди душой и телом. Мы обязаны учить своих детей, обучать последующие поколения законам Торы и методам их исполнения.

Понятно, что каждый человек хотел бы, чтобы его желания исполнялись. Желание доброго человека – благо для него и его родных, для друзей и соотечественников, для всего человечества. Пусть вашим желанием будет желание исполнять Его заповеди!

И тогда вы почувствуете вкус жизни. Будьте счастливы, будьте с Б-гом!

Автор:
Похожие статьи