По древним улицам Дербента

В преддверии празднования 2000-летнего юбилея древнего Дербента на просторах Интернета публикуется различные статьи и комментарии к ним. Реализуются десятки проектов по проведению этого праздника на государственном уровне. Такое впечатление, что весь Дагестан и бывшие дагестанцы (и не только они!) готовятся к масштабным торжествам по случаю юбилея Дербента.
Мне как журналисту горско-еврейских СМИ и уроженке Дербента хотелось тоже внести свою лепту и написать несколько статей на тему еврейского Дербента. А ведь действительно, о роли евреев в основании города следует написать отдельную книгу, отметив то, что они оставили яркий след в его истории, начиная со строительство крепости Нарын-кала и до сегодняшних дней.
Еврейская община древнего города – одна из наиболее древних на Кавказе. До массовой эмиграции евреев с Кавказа в Дербенте проживала одна из многочисленных общин – евреи составляли около половины от общей численности населения города.
Когда-то в детстве на одной из дербентских свадеб я услышала песню, в которой звучали слова «По древним улочкам Дербента…». Улицы родного древнего города мне снились в первые годы репатриации. Я, как и многие иммигранты, в первые годы жизни в новой стране переболела ностальгией. Мне так хотелось превратиться в птицу и улететь на малую родину, в Дагестан. Пройтись по вечерним тихим улочкам Дербента. Побывать на улице им. Пушкина, где был родительский дом, и спуститься вниз, в сторону железнодорожного вокзала, к улице Набережной. Миновав детский сад № 1, в который меня водили светлой памяти бабушка Шунамит и мама Ася. Пройтись по улице им. Кобякова и, перешагнув через железнодорожное полотно, выйти к берегу Каспийского моря. Взять в ладони прогретый летними лучами солнца золотистый песок и вдохнуть морской запах и запах родного города.
Древние улицы Дербента – улицы нашего детства, которое пришлось на конец 1970-х – 1980-е годы. Улица им. Буйнакского, выше бывшего кинотеатра «Юбилейный». Здесь прошло мое детство у бабушки (дейдейхолу – маминой мамы). Помню, как она провожала меня, 7-летнюю девочку, в школу-интернат № 6: мы шли с ней мимо переулка им. Чапаева. Дойдя до улицы им. Таги-Заде (Келе-куче – Широкой улицы), переходили через парк Славы, миновав огромную красочную карусель, напротив которой позже построили «чертово колесо». Этот парк обрамляли две узкие улочки, называвшиеся Продольными.
Затем мы выходили на улицу Коммунаров  и, свернув за угол и обогнув магазин «Курортторга», шли по улице им. Гагарина. Эту улицу дербентцы называли просто: «за Шуринскими воротами». Ее пересекала улица им. Арона Эрлиха, с южной стороны которой сохранилась древняя стена, берущая начало от цитадели Нарын-кала. Мы шли прямо, не сворачивая, только ближе к интернату спускались по многочисленным лестницам. Но прежде необходимо было пройти мимо огромной бочки – кафе, в котором продавали пиво. Прямо за ней на огромной территории располагался «Зеленхоз», в начале которого разместились – подвешенные на железных цепах качелями и электрические паровозики.
Когда в 1970 году меня перевели учиться в среднюю школу № 11, я сменила и маршрут передвижений. В основном детские годы у меня ассоциируются с улицами, где проживали семьи наших родственников. Это улицы имени Горького, Сальмана, Кирова, Пугина и др. Последние перечисленные улицы горские евреи называли по-своему «Милхочи и Слападке». А также переулки им. Карла Маркса и М. Дахадаева, улицы Красноармейская, Школьная и т.д.
Центральные улицы – имени Ленина, Пушкина и Буйнакского – были всегда многолюдны. Особенно это ощущалось в районе Центральной библиотеки и кинотеатра «Родина», прилегающих к ним магазинов «Ткани» и «Книги», а также крытого рынка «Пассаж». У киоска «Союзпечать» был своего рода еврейский годекан – «пятачок Ленинский», где собирались мужчины. Они с важным видом расхаживали или стояли среди группы земляков, обсуждая последние общинные и глобальные новости.
Дух того времени, подчеркивающий еврейский колорит Дербента, – это шумные свадьбы и проводы в армию во дворах; женщина, несущая в синагогу курицу вниз головой с перевязанными лапками; очереди за дефицитным товаром; женщины в платочках и шалях, сидящие у своих ворот, или женщины, торгующие семечками, засахаренными яблоками и леденцовыми петушками. Но самые захватывающие и запоминающие дни были связаны с праздником «Нисону». К нему тщательно готовились в каждой семье. Женщины изматывали себя генеральной уборкой, подключая к ней всех членов семьи. Зато во время праздника всю неделю со всех еврейских дворов без исключения разносился ароматный завораживающий запах шашлыка.
Улицы… Древние улицы Дербента. Некоторые из них сменили свое название, и сейчас здесь действует малочисленная еврейская община с прекрасной синагогой. Меняется время, изменился облик древнего города. О многочисленной еврейской общине напоминает лишь одно – еврейское кладбище. Здесь навсегда обрели покой те, кто в разное время жил и радовался жизни – и наверняка каждый из них когда-то гордился тем, что родился и жил в древнем городе Дербенте.


Автор:
Похожие статьи