• Пожертвовать
  • Оставить отзыв
  • Прислать материал
  • Магазин
  • STMEGI Junior
  • Игра Гофлоо
  • 4 Декабря 2016 | 4 Кислева 5777
    • 64.15
    • 68.47
    • 16.68
  • Конвертер дат

    Григорианская дата

    Еврейская дата

    Курсы валют
    Сегодня
    USD ЦБ 64.1528
    EUR ЦБ 68.4703
    ILS ЕЦБ 16.6781
  • История и традиции

    Ирина Михайлова

    История возникновения русско-еврейской школы в Дербенте

    1

    В книгах об истории горских евреев очень часто можно найти такую информацию: «В 1904 году в Дербенте была открыта русско-еврейская школа». До открытия школ дети чаще всего получали образование на дому у раввинов в «талмид-хуне».

    Школа давала знания по общеобразовательным предметам. Открытию этой школы предшествовали большие разногласия: одни раввины поддерживали идею открытия школы, другие – нет. Главным противником открытия школы был главный раввин Дербента Яаков Ицхаки. Он считал, что открытие такой школы уведет детей от изучения Торы. Некоторые исследователи жизни Яакова Ицхаки называют вопрос со школой – одной из главных причин отъезда Ицхаки в Палестину в 1907 году.

    Раввин Яшая Рабинович, который впоследствии стал главным раввином Дербента, был по другую сторону «баррикад». Он в течение многих лет боролся за открытие школы. Инициаторы создания школы основали «Горско-еврейское общество города Дербента», на имя которого в марте 1904 г. было получено разрешение на открытие в городе «Горско-еврейского училища».

    Во главе этой группы сторонников нового образования стояли кроме Раввиновича известный в те времена адвокат Исроиль Семенов, руководитель местной сионистской организации Асаф Агарунов, раввин Данил Гилядов.

    В том же 1904 году в училище уже было 88 учеников, из них 16 девочек, а в 1905 г. число учеников увеличилось до 90, из них 15 девочек. В школе действовал педагогический совет в составе учителей Якова Маркуса, Ханукова, Данила Гилядова, Нагдиму Нагдимунова и Нагдиму Шимунова.

    Училище расположилось по улице Барятинской (в наст. вр. ул. Ленина). Точный адрес, к сожалению, узнать не удалось. Ученики школы изучали религию, чему есть документальное свидетельство. В отчетах по синагогам за 1908 год есть запись: «Молитвенный дом при русско-еврейской школе».

    Преподаватели школы Нагдимунов Нагдиму и Шимунов Нагдиму в 1930-е годы подвергались репрессиям, их лишили избирательных прав.

    Из личного дела учителя еврейского языка Нагдимуна Ханукаевича Нагдимунова: «До конца 1921 г. я был учителем в горско-еврейских школах городов Дербент, Буйнакск и Ставрополь».

    Из биографии Шимунова Нагдиму: «С 1904 по 1926 гг. – преподаватель русско-еврейской школы. В 1900 году я был одним из организаторов русско-еврейской школы в городе Дербенте – тогда главный раввин и его компания были против этого, мотивируя тем, что молодежь отойдет от религии.

    Наконец, в 1904 г. после долгих споров и скандалов школа была создана. Ей помогала находившееся тогда в Ленинграде «Общество распространения просвещения среди евреев в России». В этой школе я был учителем. Потом мы стали писать нашим товарищам в Махачкале, Буйнакске, Кубе и др.

    Они тоже, следуя нашему примеру, не обращая внимания на слова старых. В течение 3-4 лет в этих городах были открыты такие школы. Работал в этой школе до 1926 года, в том же году ушел по сокращению штатов. Прошу исключить меня из числа лиц, лишенных избирательных прав, и дать мне право голоса».

    В 1913 году директором «Русско-еврейского училища» Дербента стал Яков Львович Маркус. Возглавлял он ее в течение трех лет. В 1919 году Я.Маркус был убит в Грузии.

    Не будем сегодня говорить, кто был прав в вопросе об образовании горских евреев. Неоспоримо одно: образование необходимо, оно основа и краеугольный камень жизненного уровня любой народности.

    1