Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Тегеран: история евреев Персии

Нью-Йорк, Лос-Анджелес… и Тегеран?

За исключением Израиля в мире существуют еще три ключевых города, в которых сосредоточена жизнь персидских евреев. 

Причем сегодня именно в округе Лос-Анджелеса находится крупнейшая в мире община персидских евреев – почти 50 000 евреев из Ирана. И если в Америке евреи из Ирана наиболее сконцентрированы в благополучных окрестностях Грейт-Нека, Нью-Йорка и калифорнийского Беверли-Хиллз, то что мы знаем о еврейской общине в самом Иране? Откуда они родом? Каково это – быть евреем в Иране?

Возможно, вы уже слышали, что в Иране живут евреи. Журналисты обожают эту тему, поскольку в мире не существует еще одной страны, столь же сильно настроенной против еврейского государства. И тем не менее именно в Исламской Республике Иран евреев больше, чем во всем мусульманском мире или в любой ближневосточной стране, за исключением Израиля. 

На сегодняшний день в Иране насчитывается 15 000–25 000 евреев, и большинство из них живет в столице – Тегеране. 

Это совсем немного по сравнению с почти сотней тысяч, проживавших в Иране до Исламской Революции 1979 года. Тогда многие члены еврейской общины уехали в США или Израиль, после того как правительство Ирана принялось конфисковать их личное имущество, а политика государства стала откровенно антиизраильской. Но некоторые остались. Отсюда вопрос: зачем евреям держаться за такое место, как Иран?

Ответ уходит корнями в давние традиции. Уже долгое время евреи живут в Иране. Евреи населяют Персию с VI века до н.э., то есть уже более 2700 лет. В Библии говорится, что приблизительно в VI столетии до н.э. персидский царь Кир завоевал Вавилон и освободил еврейский народ из Вавилонского плена. 

Многие уехали в Иерусалим, но большинство предпочло поселиться в Персии, в землях царя. Сегодня евреи Ирана по понятным причинам гордятся своим богатым наследием и официальной позицией, которую они занимают в стране, однако вопрос остается прежним: неужели Иран такое хорошее место для еврея?

В ответ на него еврейский представитель в парламенте д-р Шимак Морэ Садэк заявил следующее: «Мы счастливы в Иране… на евреев в Иране не оказывают особого давления». 

Когда его спросили, хотел бы он жить где-нибудь еще, Морэ Садэк ответил: «Я хочу жить только в Иране».

Морэ Садэк разговаривал с западным репортером в своем офисе, фотографии в котором аккуратно подчеркивают две ключевые стороны его жизни. На одной стене висит картина, на ней изображен Моисей, а на другой – фотография высшего руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи. Но Морэ Садэка это не смущает. 

«На Востоке антисемитизм не является проблемой. Во всяком случае, не для исламистов или жителей Ирана. Антисемитизм – явление чисто европейское», – заявил он ВВС. 

В таких организациях, как, например, MEMRI (Институт по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока), безусловно, с ним бы не согласились. Тем не менее еврейский представитель в парламенте уверяет: «В истории Ирана вы никогда не столкнетесь… хотя бы с одним-единственным организованным проявлением антисемитизма».

Очевидно, что это не так. На протяжении многих столетий пребывания евреев в стране случалось всякое: репрессии, погромы или принудительные обращения в ислам. Но были также и длительные периоды мирного сосуществования. Хотя по-прежнему существуют законы, поддерживающие переход евреев в ислам. 

«За долгие годы
истории мы
научились быть
толерантными»

Например, если один из членов еврейской семьи принимает ислам, он (она) наследует всё семейное состояние. Еще по строгим антисионистским государственным законам жители Ирана не имеют права ездить в Израиль и потом возвращаться в Иран. 

В 1999 году произошло событие, которое взволновало многих: 13 евреев Ирана были арестованы и обвинены в шпионаже в пользу Израиля. Десять из них были заключены в тюрьму, но сегодня все они уже освобождены и по-прежнему живут в Иране.

Когда президент Махмуд Ахмадинежад не признал факт Холокоста, еврейский член парламента того времени строго раскритиковал его. «Печально, что ужасная трагедия под названием Холокост всё еще отрицается… это тяжелое оскорбление для евреев всего мира», – заявил Морис Мотамед. Данный случай стал одним из немногих, когда еврейский лидер в Иране открыто противостоял одному из политических лидеров страны.

Сегодня иранские евреи, которые выступают перед западными СМИ, твердо убеждены, что в Исламской Республике можно хорошо жить; впрочем, следует отметить, что, подобно всем иранцам, они лишены свободы слова. «Здесь уважают иудаизм. Такое отношение не всегда встретишь в других странах», – заявил CNN Шахназ Райханьян. 

«Все мы, мусульмане и евреи, живем и работаем вместе», – говорит Зариф Сетарех-Шеназ, а владелец кошерной мясной лавки Гершель Габриэль заявил ВВС следующее: «Что бы они там за границей ни говорили – это ложь. Нам хорошо в Иране. Если вы не лезете в политику и не тревожите их, они не потревожат вас». 

В самом деле, в отличие от десятков тысяч иранских евреев, которые не приняли ситуацию и уехали, оставшиеся верят, что евреи только выиграли от Исламской революции.

«Думаю, одна из положительных сторон Исламской революции для еврейского сообщества в том, что большинство евреев Ирана стало еще более набожным, – заявил репортеру Роберт Халда, член совета синагоги в Тегеране. – Очевидно, что мы живет в религиозной среде».

Настоящим сокровищем еврейской общины в Иране является абсолютно светская еврейская больница на юге столицы. Политик доктор Морэ Садэк работает в больнице, которая финансируется в первую очередь благодаря евреям из других стран, а работают в ней и евреи, и мусульмане, и обслуживает она и мусульман, и евреев. 

В Тегеране больница доктора Сапира известна как один из лучших медицинских центров. Во время революции она заняла позицию революционного правительства, отказавшись передавать раненых солдат шаху. После победы аятолла Хомейни выразил благодарность, а правительство Исламской Республики с тех пор благоволит больнице доктора Сапира. 

Даже Ахмадинежад выделил для нее бюджет, а нынешний президент Хасан Рухани недавно пожертвовал единственной еврейской больнице в стране $170 000.

«Конечно, не просто оставаться евреем в стране с другой религией. Но после революции наши проблемы постепенно решаются, – сообщил CNN Шимак Морэ Садэк. – Нынешнее положение вещей лучше, чем, например, 10 или тем более 20 лет назад».

Еще он заявил, что сейчас в Тегеране 10 кошерных мясных магазинов, а также пять кошерных ресторанов и пять еврейских школ.

Благодаря широко известному враждебному отношению Ирана к Израилю западных журналистов крайне привлекает тема еврейской общины в Иране. Но необходимо помнить, что евреи жили в Персии задолго до образования Государства Израиль. 

Лидер еврейского сообщества Ирана Унииз Хаммами так и заявил ВВС: «За долгие годы истории мы научились быть толерантными».

Автор: Эрика Терри

Похожие статьи