Палестина после победного 1945-го

Волею судеб Палестина осталась в стороне от главных театров военных действий Второй мировой, и всё же этот величайший в истории человечества вооруженный конфликт не мог не сказаться на обстановке в стране.

Конечно, ветры войны бушевали сравнительно далеко от территории британского мандата, но тем не менее они раздували незатухающее арабско-еврейское противостояние, уже давно перешедшее в хроническую форму.

Реального выхода из ситуации не сумела предложить ни одна из многочисленных британских и международных комиссий; не стоило забывать и о противоречиях каждой из этих сторон с британской администрацией…

К 1939-му, когда в Европе прозвучали первые выстрелы, в Палестине уже фактически шли две другие войны – межэтническая и национально-освободительная, которая должна была заставить Британию отказаться от мандата на управление и смириться с образованием национального еврейского государства.

При этом ситуацию в Палестине никак нельзя рассматривать в отрыве от общемировой политики. Дело в том, что ближе к окончанию Второй мировой войны всё отчетливее стали проявляться изменения в расстановке крупнейших держав на глобальном политическом поле.

Антигитлеровская коалиция уверенно двигалась к общей победе – но по сравнению с довоенным мироустройством положение всех основных стран-союзниц изменилось коренным образом. 

Претензии на мировое лидерство отныне выдвигали Соединенные Штаты и СССР, потеснив и Великобританию, и тем более Францию.

Британия быстро утрачивала былое могущество – причем уступая не кому-нибудь, а США, бывшей своей колонии.

Завершение Второй мировой и пришедшая ей на смену холодная война фактически ознаменовали необратимость распада колониальной системы.

Следовательно, неизбежным стал и отход от мандатного управления – пережитка эпохи уже подзабытой к 1945-му Лиги Наций…

Британия, еще с 1922 года управлявшая Палестиной на основании мандата, должна была срочно определяться, что же ей делать с этим беспокойным регионом.

«Империя, над которой никогда не заходит солнце» (а именно так горделиво именовала себя Британия), не могла позволить себе просто уйти из Палестины – тем более когда подведомственные Британии территории по всему миру начинали неумолимо съеживаться наподобие шагреневой кожи.

Нежелание англичан ретироваться было обусловлено в первую очередь наивыгоднейшим географическим местоположением Палестины – особенно важным в условиях открытого пересмотра системы раздела мира, сложившейся после Первой мировой войны.
Похожие статьи