Эли Гервиц о том, почему стоит инвестировать в израильскую недвижимость. Часть I

Специально для читателей ТУТиТАМ президент Израильской русскоязычной адвокатской коллегии Эли Гервиц рассказал, почему цены на недвижимость в Израиле такие высокие, зачем в этот рынок нужно инвестировать и – самое главное – как на этом заработать.

Почему так дорого?

Многие из наших клиентов, мягко говоря, удивляются ценам на израильскую недвижимость, которые за последние семь-восемь лет удвоились.

В то же время очевидно, что, если средняя температура по больнице увеличилась в два раза, то это следствие как того, что у части пациентов она поднялась в четыре раза, так и того, что часть пациентов уже умерли. Моя «формула», гласящая, что первая линия на море в Тель-Авиве стоит дороже, чем «первая линия» у Кремля, на сегодняшний день является правдой.

С другой стороны, такое положение дел, конечно, оказывается искажением реальности, поскольку Израиль, как поет одна местная певица, – «это только маленькая булавка на глобусе», а Москва – это столица бывшей, настоящей и, думаю, будущей Империи. Поэтому подобная ситуация, на мой взгляд, сложилась не в результате резкого роста цен на израильскую недвижимость, а вследствие тех нехороших вещей, что происходят с российским рублем последние пару лет.

Эли Гервиц. Фото: zakon.co.il

Если бы в Израиле произошла история, аналогичная той, что была в России в декабре 2014 года – когда доллар в течение одного дня вырос на 30 рублей, а затем упал на 20 – то на крышах израильских небоскребов было бы не протолкнуться от желающих спрыгнуть вниз. Это лишь доказывает известную поговорку: за одного битого двух небитых дают. Людям, которые приобрели опыт и закалились в горнилах Советского Союза и современной России, море по колено в любой стране.

Когда наши российские клиенты удивляются ценам на израильскую недвижимость, я им говорю, что в эти цены уже инкорпорирован очень большой дисконт на всевозможные теракты, обстрелы, систему «Железный купол» и так далее. Проще говоря: если Израиль когда-нибудь договорится с арабскими соседями о мире, то Монако со своими ценами будет тихо плакать в уголке.

Факторов такого роста цен на израильскую недвижимость очень много, и я подробно рассказываю об этом в своих публикациях. Пожалуй, один из наиболее важных и интересных факторов – это исключительный международный диверсифицированный спрос. Кому, предположим, нужна четырехкомнатная квартира в Антверпене, кроме самих жителей-бельгийцев? Никому. А кому нужна квартира в Тель-Авиве? Понятно кому: русским, американским, французским, английским и другим евреям. И мы за годы нашей работы неоднократно наблюдали следующую тенденцию: если кризис накрывает одну страну, то на рынок недвижимости Израиля приходит клиенты из той страны, которая еще не успела пострадать от кризиса.

Танки грязи не боятся

Меня, как человека, говорящего на русском языке, переполняла своего рода гордость, когда летом 2014 года во время контртеррористической операции «Нерушимая скала» русские стали единственными, кто не ушел с рынка израильской недвижимости. Французских же, американских и английских покупателей – как корова языком слизала. Ведь большинство людей не хотят инвестировать миллионы прямо под бомбежки: они выберут другое время и другое место или потребуют сумасшедший дисконт. По логике вещей во время таких событий (как масштабная контртеррористическая операция) на рынке недвижимости должны меняться взаимоотношения между продавцами и покупателями, падать цены, но в Израиле ничего такого не происходит.

Вдобавок: на следующий день после того, как в Израиль в течение суток не летали самолеты (это был «подарок» от наших американских друзей, которым последовали и остальные), несколько русских клиентов, которые заранее не внесли даунпеймент и не подписали ни одного контракта, прибыли в страну, чтобы проголосовать за израильскую недвижимость миллионами долларов «живых» денег.

Ришон ле Цион. Фото: nbn.org.il

Почему такое происходит с русскими и не происходит с другими? Потому что «танки грязи не боятся». Среднестатистический россиянин, который «в теме» и который складывает впечатление о стране не с помощью телевидения, а – по результатам своего пребывания в Израиле – прекрасно понимает, что никакой войны в Израиле нет, и никакая бомба из сектора Газы, успешно сбиваемая «Железным куполом», не способна обвалить цены на недвижимость в Тель-Авиве. Это все – лишь временные трудности, которые давно инкорпорированы в израильскую деловую жизнь. Повторюсь: если будет мир, то Монако останется далеко позади.

На дачу – в Израиль

Я бы выделил два подхода к израильской недвижимости, которые преобладают у клиентов из России.

Подход № 1 можно условно назвать Проект «Дача». Поскольку наши клиенты живут в северном континентальном климате, они хотят моря и курорта.

Израиль в данном случае делится следующим образом. Есть курортный Эйлат, который находится по израильским меркам достаточно далеко от центра культурной и деловой жизни, которая сосредоточена в Тель-Авиве: это примерно четыре часа езды на автомобиле или 45 минут полета.

Эйлат. Фото: planetonline.travel

Отдельно стоит Иерусалим, где нет моря, но есть святыни. Клиенты, для которых важна религиозная составляющая (не только иудеи, но и христиане), выбирают Иерусалим.

Наконец, подавляющее большинство наших клиентов, которые покупают недвижимость в Израиле в рамках Проекта «Дача», концентрируются в прибрежной полосе Тель-Авива, которая начинается в городе Ришон ле Цион на юге, поднимается на север через Бат-Ям, собственно Тель-Авив, Герцлию, Натанию и заканчивается Кесарией.

Кейсария. Фото: sothebysrealty.com

Вот эти шесть городов концентрируют очень большое число сделок в рамках Проекта «Дача». При этом они очень отличаются между собой и по ценовым категориям, и по видам недвижимости: например, Кесария – это почти исключительно виллы и таунхаусы; Бат-Ям и Ришон ле Цион – это практически только высотки у моря…

Бат-Ям. Фото: Скриншот Илья Хаскин / Youtube

В каждом случае свой индивидуальный подход: кто-то, давно обжившись в своем загородном доме в Европе, хочет купить квартиру в высотке, а кто-то, наоборот, – настолько привык жить «на земле», никого не хочет видеть и слышать, что рассматривает в качестве покупки исключительно частный дом с участком. Наши клиенты, приобретающие израильскую недвижимость в рамках того, что мы назвали Проектом «Дача», руководствуются и инвестиционными соображениями, и соображениями личного пользования. Люди покупают эти дома и квартиры для себя, чтобы периодически приезжать в страну, отдыхать и ходить к морю (желательно – в домашних тапочках). Соответственно, близость к морю является определяющим критерием как выбора недвижимости покупателем, так и ее цены.

(Продолжение следует)

Автор: Эли Гервиц

Похожие статьи