Премьер-министры, президенты и евреи

Премьер-министра Канады Жюстина Трюдо и либералов в последнее время укоряют за отсутствие упоминания евреев (или еще кого-нибудь, раз уж на то пошло) в пресс-релизе от 27 января о Международном дне памяти жертв Холокоста.

Либералы допустили эту оплошность намеренно, или это было упущением?

Мнения, разумеется, разные. Трюдо извинился за инцидент. Как мне кажется, единственная ошибка состоит в суждении. Посмотрим, что будет с последующими пресс-релизами.

На Линкольна «влияли евреи,
с которыми он дружил»

Во время этой потасовки я начал думать о моем старом друге и начальнике, бывшем премьер-министре Стивене Харпере. Позволил ли бы он этому случиться?

Были бы евреи и другие общины упомянуты в пресс-релизе вместо «жертв» – зонтичного термина, использованного либералами?

Поскольку я писал некоторые из речей Харпера, то могу точно сказать, что такого никогда бы не случилось. Еврейская община была бы упомянута.

Это также заставило меня задуматься об американских президентах и их (в основном) положительных отношениях с евреями. Они бы решали подобную ситуацию, как Харпер или как Трюдо? 

Давайте рассмотрим двух президентов, более выдающихся, чем остальные.

Джордж Вашингтон был в очень хороших отношениях с еврейской общиной. Будучи истово верящим в религиозную либеральность и свободу, он чувствовал, что все общины играют важную роль в создании страны. 

В частности, его письмо 1790 года в синагогу Touro в Ньюпорте, штат Род-Айленд, по-прежнему является одним из наиболее просемитских документов в ранней истории Америки. 

Вашингтон писал: «Сейчас больше не идет речь о толерантности, как об оправдании одного класса людей, но как о наслаждении своими естественными наследственными правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое не терпит ханжества, не поддерживает гонения, требует от тех, кто живет под его защитой, только быть хорошими гражданами, предоставляя для этого самую действенную поддержку». 

Он также написал следующий абзац: «Да будут дети рода Авраама, живущие на этой земле, продолжать быть достойными и наслаждаться благорасположением прочих жителей; в то время каждый будет сидеть безопасно под собственной лозой и фиговым деревом, и не будет никого, кто сможет их устрашить».

Авраам Линкольн, во многом сходный с предшествовавшим ему Вашингтоном, также был в очень хороших отношениях с американскими евреями.

«Лично я питаю уважение к евреям», - сказал он однажды. 

Книга Джонатана Д. Сарны и Бенджамина Шапелла «Линкольн и евреи: история» пролила новый свет на этот редко обсуждаемый вопрос. Предки Линкольна «были очарованы евреями, и многие в городе», как и он сам, «носили имена из Танаха». В ранние годы он находился под «сильным влиянием» учебников, в которых содержались просемитские пассажи, включая «The English Reader» Линдли Мюррея и «Eclectic Third Reader» Уильяма Макгаффри.

«Линкольн знал евреев», - замечает Шапелл. Этот будущий президент «взаимодействовал с евреями, представлял евреев, дружил с евреями, восхищался евреями, наделял полномочиями евреев, доверял евреям, защищал евреев, прощал евреев, принимал советы от евреев, давал работу евреям, расширял права евреев, отменил изгнание евреев и даже выбрал еврея в качестве своего доверенного агента». 

Как отмечают авторы, «его взаимоотношения с евреями были не спекулятивными, а теплыми и искренними, и простирались дальше и глубже, чем у любого предшествующего президента Америки». На Линкольна «влияли евреи, с которыми он дружил», и он «учитывал еврейскую чувствительность». 

Невозможно знать, как бы Вашингтон и Линкольн поступили с ошибкой в пресс-релизе. Времена сейчас другие, и ни один из них не был свидетелем Холокоста. Но, основываясь на том, во что они верили, поддержке и высокой оценке евреев, они скорее предпочли бы сильную поддержку Харпера признанию вины со стороны Трюдо.

Автор: Майкл Таубе

Похожие статьи