В марте 1492 года указом испанских монархов Фердинанда и Изабеллы всем евреям, которые откажутся принять христианство до 31 июля этого года, было предписано покинуть страну.
К счастью, случилось это в период хороших отношений между еврейским народом и Османской империей. Сефардские евреи отправились на юг в направлении Северной Африки, на юго-восток в сторону Балкан, современной Турции и Греции, а также в Сирию, Ливан, Ирак и Иран. Теперь, спустя более чем 500 лет, потомки изгнанных евреев, которые в конечном итоге оказались в Китае, Австралии и на Кубе, получили шанс на возвращение.
В январе 2015 года португальский парламент ратифицировал законопроект, позволяющий потомкам изгнанных cефардских евреев подать заявление о получении гражданства.
Аналогичный закон в Испании полон недосказанности и двусмысленности. Например, непонятно, какие документы можно использовать для подтверждения своего сефардского происхождения, а действие закона должно быть продлено через три года. Португальское законодательство, напротив, является постоянным, и от претендентов на гражданство требуется «продемонстрировать свою связь с португальской сефардской общиной». Это можно сделать, указав фамилии родственников или наличие семейного языка. Для получения религиозной сертификации от еврейских общин Лиссабона или Порту (две из трех еврейских общин страны; третья находится в крохотной горной деревушке Бельмонте) необходимы документы от юридических или религиозных организаций, но подойдут и родословные, фотографии, письма или даже звукозаписи, где вы или ваши родственники говорят на ладино. После получения сертификации (вероятно, не более чем через шесть месяцев) вы получите гражданство.
На сегодняшний день еврейские общины Лиссабона и Порту уже вручили около 1000 аттестаций на почти 10 000 заявок. Большая часть из них обрабатывается в Порту – историческом центре португальского еврейства. Данная тенденция вызывает некоторые вопросы: кто эти евреи, полуевреи или евреи с большой натяжкой? Почему они решили подать заявлении о получении гражданства? И как члены португальской еврейской общины относятся к возможному наплыву десятков или даже сотен новых членов туда, где посещаемость синагог в лучший день сравнима с 1920-ми годами?
Большинство запросов поступило из Турции, далее следуют Израиль и Бразилия, хотя только один Порту получил заявки из 40 разных стран. Большинство обратившихся делают это, чтобы вернуться к своим корням и подвести символическую черту под длительным периодом изгнания. Многие не намерены переезжать в Португалию, особенно те, кто находится в трудоспособном возрасте. Неудивительно, ведь уровень безработицы в стране составляет 13%, а среди молодежи и того больше. Однако рост напряженности в таких странах, как Турция, где риторика правительства становится всё более антисемитской, и политический кризис в Бразилии заставляют евреев задуматься о смене места жительства. Меньшинство заявителей, в основном это пожилые люди, рассматривают возможность переезда в Португалию.
Немногие могут похвастаться генеалогическим древом, прослеживающим историю семьи на протяжении 500 лет, и поэтому вынуждены собирать необходимую документацию буквально по крупицам. Например, претендентам на португальское гражданство из Бразилии сделать это достаточно сложно. Первые новые христиане (обращенные евреи) прибыли в Бразилию в 1500 году, а с расширением влияния португальской инквизиции последний шанс на возвращение евреев в иудаизм был потерян. В результате чего произошла быстрая ассимиляция.
Кажется, у еврейских общин Лиссабона и Порту совершенно разные подходы к закону о возвращении.
Лиссабонская община считает свою роль в основном функциональной частью правительственной бюрократии, которая не окажет значительного влияния на местную общину. Община Порту, наоборот, видит в законе возможность возрождения.
Еще несколько лет назад община, состоявшая из 50 человек, едва сводила концы с концами, а ее прекрасная синагога Kadoorie медленно приходила в упадок на фоне мрачной экономической ситуации в Португалии. Однако закон о возвращении, который впервые был вынесен на обсуждение в 2013 году, вызвал рост интереса к истории португальских сефардов и привлек новых посетителей, многие из них сделали пожертвования в пользу еврейской общины. Полученные деньги пошли на открытие школы, кошерного отеля и магазина, также были проведены работ по реставрации еврейского кладбища.
Майкл Ротуэлл из комитета Порту закона о возвращении ожидает прибытия большого числа заявителей из Турции, поскольку политический климат там становится всё менее благоприятным. Еще больше евреев, по его мнению, приедет из Евросоюза, в частности – из Франции.
«Османская империя спасла евреев 500 лет назад, – говорит он. – И надеюсь, что мы сможем помочь евреям спастись из Турции 500 лет спустя».
Автор: Rod James
Источник: Tablet