Рискованное путешествие израильского раввина в Египет

Тюбетейка и густая борода скрывали его еврейское происхождение, и хотя израильтянина дважды останавливала египетская полиция, раввин смог встретиться с ведущими суннитскими учеными мира в Университете Аль-Азхар.

В прошлом месяце раввин ешивы, расположенной в поселке на Западном берегу, совершил невероятную поездку в Каир для обсуждения своей религии с мусульманскими учеными в самом влиятельном институте суннитского мира – Университете Аль-Азхар.

Раввин Яков Наген, уроженец Нью-Йорка, который переехал в Израиль в 1984 году, говорит, что межконфессиональная работа является для него «практически мессианской».

«Сегодня религия является частью проблемы, а значит, она должна быть и частью решения», – настаивает он.

«Сионизм – это возвращение евреев на землю Израиля. Но те же пророчества говорят и о нашей связи и мире с соседями», – продолжает Наген.

Мы не стали рассказывать о своем еврейском происхождении

Духовным наставником Нагена был покойный рабби Менахем Фроман, имевший личные связи со многими палестинскими лидерами. Именно Фроман убедил его, что религия должна быть частью решения проблем страны.

По мнению Нагена, тот факт, что основные монотеистические религии верят в Б-га Авраама, должен сделать естественным их сосуществование.

Яков Наген. Фото: Facebook

«Если мы разделяем веру в одного Б-га, то эта вера должна объединять нас, – убежден Наген. – Многие, если их прижать к стенке, скажут, что мусульмане и евреи верят в одного Б-га. Однако в душе они этого не ощущают».

Совершить поездку в Каир Нагену порекомендовал его хороший знакомый доктор Омер Салем, старший научный сотрудник Фонда религиозной дипломатии.

Во время путешествия в Египет Нагена сопровождали Ребекка Абрахамсон, харедим-активист и мать 11 детей из Бней-Брака, а также американский стипендиат программы Fulbright для ученых – доктор Джозеф Ринге. Наген не афишировал свое еврейское происхождение и во время поездки дважды столкнулся с египетской полицией, но обошлось без серьезных инцидентов.

Журналист издания The Times of Israel взял телефонное интервью у рабби Якова Нагена.

The Times of Israel (ToI): Когда д-р Омер предложил отправиться в Каир, вы испугались или воодушевились?

Яков Наген (Н): Я был обеспокоен. Я живу на Хевронских Холмах, а близкая подруга моего соседа, Дафна Меир, была убита. Учитывая всё это, я решил, что мы не можем позволить страху помешать нам делать то, что считаем правильным.

Дафна Меир, убитая террористом в собственном доме 17 января 2016 года. Фото: скриншот Channel 2

ToI: В Аль-Азхаре знали, что вы еврей?

Н: Люди, которые нас встречали, знали, кто мы такие. Остальные – нет. Мой египетский друг дал мне большую белую тюбетейку, какую обычно носят религиозные мусульмане, а моя густая борода помогла мне вписаться в коллектив.

ToI: С кем вы встречались в Аль-Азхаре?

Университет Аль-Азхар в Каире. Фото: CC-BY-SA Pal Coder / Wikimedia Commons

Н: Мы встретились с некоторыми профессорами. Одним из них был доктор Бакр Заки Авад, декан School of the Tenants of Religion. Его специализация – взаимоотношения между Торой, Новым Заветом и Кораном, и он ни разу не встречался с раввином.

Д-р Авад задавал множество вопросов об иудаизме, в том числе о войнах, описанных в Торе. Я ответил ему, что эти вопросы интересны и беспокоят меня; я знаю, в чем суть иудаизма, но также мне известна и суть ислама. В качестве примера я привел цитаты из Корана и Торы о святости и величии жизни и любви Б-га к человечеству: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает всю Вселенную» – говорится в книге Мишны. В 32-м аяте пятой суры Корана это изречение повторятся слово в слово.

ToI: Какие еще вопросы д-ра Авада взволновали вас?

Н: Его интересовало то, что мусульмане хотят, чтобы все вокруг исповедовали их религию, а евреи – нет. Он расценил это как антипатию евреев по отношению к другим людям. Я рассказал д-ру Аваду, что Тора начинается с истории Адама – общей для всего человечества, где рассказывается о создании людей по образу Б-га.

Цель иудаизма не в том, чтобы сделать всех вокруг евреями, а в том, чтобы пробудить определенные ценности и установить связь человечества с Б-гом, что можно увидеть в семи законах Ноя. Это видение мы наблюдаем и в исламе.

ToI: Были ли у вас вопросы к египетским коллегам?

Н: Один вопрос мы задавали всем присутствовавшим. Мы спрашивали о 48-м аяте в пятой суре Корана, который гласит: «Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. 

Состязайтесь же в добрых делах». Контекст здесь таков: евреи получили Тору, а христиане – Евангелие. Ответ заключается в том, что каждый человек должен совершать правильные поступки.

Этот аят Омер использует в своей докторской в качестве основы религиозного плюрализма в исламе. Однако данный текст открыт для интерпретации, поэтому мы задали всем следующий вопрос: «Если еврей живет по законам Торы и уважает ислам, как расценивать его положение с точки зрения ислама?»

Мнения разделились: одни разделяли точку зрения Омера, а другие говорили, что евреям было разрешено придерживаться своей религии до рождения ислама, а теперь они должны стать мусульманами.

Тем не менее все сошлись в одном – в религии не должно быть принуждения, никто не может заставить вас принять другую веру.

ToI: Занимались ли вы чем-либо за пределами Аль-Азхара?

Н: На четвертый день у меня состоялся разговор с антисемитом, который занимал какую-то важную должность. Узнав о том, что мы евреи, он спросил, плакал ли я, когда убивали палестинских детей. Я ответил ему «да», рассказав, что я организовал молитвенное бдение после нападения на деревню Дума. На мой вопрос, плакал ли он, когда убивали еврейских детей, он ответил что-то вроде «я молюсь за всех» и было явно разозлен. Этот человек позвонил в полицию и службу безопасности, но благодаря вмешательству некоторых людей всё обошлось.

Д-р Омер с профессором шариата в Университете Файюм и членом партии «Салафи Аль-Нур» Абдель-Кадером Эль-Шими. Фото: Facebook Dr. Omer Salem

ToI: А какие еще истории приключились с вами во время поездки?

Н: В Египте мы встретились с главой еврейской общины. Кажется, в Каире осталось только шесть евреев, и все они женщины. Пятеро из них старше 80 лет, а женщине, которая возглавляет общину, 65 лет. Она вышла замуж за мусульманина, а через какое-то время развелась с ним. В Египте детей оставляют с матерью, если та является мусульманкой, в противном случае отец может получить опеку над детьми. Хотя эта женщина не была религиозной, она предпочла жить в страхе, что муж отберет детей, и не отказалась от своей еврейской идентичности.

С нами был и вот еще какой случай. Это произошло поздно вечером, когда мы, переодевшись мусульманами, осматривали главную синагогу Каира и фотографировались. Неожиданно появилась полицейская опергруппа и забрала наши паспорта. Мы не стали рассказывать о своем еврейском происхождении. Омер Салем долго с ними разговаривал. Понятия не имею, что именно он сказал полицейским, но в конце концов нас отпустили.

Признаюсь, теперь мне становится весело, когда я произношу фразу: «Каждый человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта». Теперь слова «как будто» я могу опустить.

Автор: Dov Lieber

Источник: The Times of Israel

Похожие статьи