Фотоальбом, тайно вывезенный из литовского гетто, спустя десятилетия возвращается к своим владельцам

Когда в сентябре 2013-го года фотограф-документалист Ричард Шофилд наткнулся на неизвестные довоенные снимки в музее «Сугихара-Хаус» в литовском городе Каунас, он понял, что нашел нечто особенное.

Фотокарточки, датированные 1910-1940 годами, хранились в альбоме литовско-еврейской семьи. Он был тайно вывезен из еврейского гетто во время войны и вверен на хранение нееврейской литовской семье. Никто не знал, что случилось с людьми на фотоснимках. Можно было предположить, что они не пережили войну, ведь альбом им не вернули.

И теперь, наконец, альбом воссоединится с семьей

Фотографии тронули и заинтриговали Шофилда, и он решил выяснить, что случилось с людьми на снимках. 

Он отсканировал 112 фото, создал страницу в Facebook, чтобы продемонстрировать их, подготовил музыкальное сопровождение ко дню 75-летия гетто в Каунасе, позже известного как Ковно.

«Люди помогали с переводами надписей на фото, и кое-что прояснилось, – сказал Шофилд, основатель Международного центра фотографии “Литвак”. – Мы выяснили, что женщину, запечатленную на многих фото, звали Анной (или Аннушкой). Я влюбился в эти фотографии!»

Позже, в марте, работница Еврейского музея в Вильнюсе кое-что заметила: просматривая фотоснимки, Сауле Валиунаите поняла, что одно фото использовалось в фильме о Холокосте в 1999-м году.

Оказалось, что это – семейные фотографии двух самых известных еврейских ученых Америки Руты Вайс из Гарварда и ее брата Дэвида Роскиза из Еврейской теологической семинарии.

В 2008-м году Роскиз написал мемуары о своей семье «Земли идиша», а Ева Роскиз, третий ребенок в семье, является бывшим директором Еврейской публичной библиотеки в Монреале.

Найденный Шофилдом альбом принадлежал Аннушке Варшавской, их тете. Во время Второй мировой войны, в октябре 1943-го года, она и вся ее семья погибли.

«Сауле связалась с нами, будучи уверенной в том, что это альбом нашей тети», – сказала Вайс, запечатленная на одной из фотографий.

Из 10-ти братьев и сестер Аннушки всего двое пережили войну. Среди них – мать Роскиза Маша, которая в 1940-м году сбежала из Черновцов (на тот момент часть Румынии) в Монреаль. Для ее детей, выросших на рассказах матери о довоенной жизни, найденный альбом открыл некоторые новые интригующие подробности жизни членов семьи.

 «Это была большая семья, и все погибли, – сказал Роскиз. – Моя мать посвятила всю свою жизнь сохранению памяти о них, ежедневно рассказывая нам истории. Мать верила, что эта история закончилась в 1940-м году, когда она покинула Европу».

«Эти истории стали точкой отсчета для всей ее последующей жизни. Мы постоянно вспоминали о людях, которых никогда не видели. Они заменили нам семью».

«Недавно обнаруженный альбом лишь подтверждает особую связь между нашей мамой и Аннушкой, – сказал Роскиз. – Сводные сестры (Маша была рождена во втором браке) переписывались и отправляли друг другу фотоснимки в течение многих лет после того, как вышли замуж и стали жить самостоятельно. В те годы они собрались вместе лишь однажды – в 1938-м году в Черновцах. После той встречи они больше никогда не видели друг друга».

На одной из фотографий запечатлена маленькая 4-летняя Рут Вайс (тогда Роскиз). Рут была одной из двоих детей Маши, рожденных в Черновцах. После войны, уже в Монреале, Маша родила еще двоих. Сейчас ее младшему ребенку Дэвиду Роскизу 68 лет. 

На другом снимке – в красноармейской форме времен Первой мировой войны стоит Неня, любимый брат Маши. Он умер от эпидемии гриппа в 1918-м году.

На некоторых фотографиях Аннушка запечатлена со вторым мужем на лесном складе, ставшим источником их богатства.

Также в альбоме есть фото первого мужа Аннушки. Их ребенок исчез в советском ГУЛАГе.

Кроме того, есть снимки Аннушки в детском доме, где она, вероятно, работала.

Выжившие Машины дети – Роскиз из Иерусалима, Вайс из Нью-Йорка и Рэйби из Монреаля – все еще пытаются собрать воедино подробности о фотографиях.

«Когда я нашел эти фото, то подумал, что было бы неплохо узнать, кто эти люди. Но я не думал, что я буду делать потом, – сказал Шофилд. – Все это просто невероятно!»

Он считает, что Валиунаите, работница исторического Департамента праведников народов мира в государственном Еврейском музее Виленского Гаона, сможет собрать кусочки пазла воедино.

Валиунаите говорит, что у Аннушки была музыкальная карьера, так как детали этого упоминаются в книге Роскиза и 45-минутном документальном фильме 1999-го года под названием «Дочь Вильно. Жизнь Маши Роскиз в песне». Окончательным доказательством стало фото в фильме, которое подтверждает находку.

Тот факт, что Аннушка взяла на себя труд вывезти альбом из Каунасского гетто, говорит о многом.

«К 1943-му году всем стало ясно, что оставшиеся евреи тоже будут мертвы», – догадывается Роскиз.

«Почему Аннушка позаботилась об альбоме, если знала, что умрет? Она слышала, что Маша сбежала в Канаду и спаслась. Вероятно, Аннушке пришла в голову мысль: “ Нам конец. Я хочу, чтобы этот альбом остался у Маши, и мне нужно найти способ доставить его”».

«Маша умерла в 1999-м году в возрасте 93-х лет, а фотографии все еще не добрались домой», – сказал Роскиз.

«Если бы мы с детства постоянно не слушали эти истории, фотографии остались бы обычными снимками, – продолжает он. – Но мы знаем этих людей, их разочарования, судьбы, стремления. И теперь, наконец, альбом воссоединится с семьей, как того хотела Аннушка».

Автор: Uriel Heilman

Источник: JTA


Похожие статьи