Праведники народов мира в Израиле как у себя дома

У еврейского народа есть долг, который он никогда не сможет полностью погасить: это долг перед людьми, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста.

Но еврейское государство сделало всё возможное, чтобы хоть как-то обеспечить их в старости.

В своей иерусалимской квартире пожилая женщина скучает по соседке по комнате, как никто другой. Эти двое вместе изменили свою судьбу, и получилась связь, которая сделала жизнь еврейской женщины и жены священника неотделимыми друг от друга.

«Я пошла в посольство Израиля в Голландии и сказала,
что хочу уехать»

Галина Имшеник однажды использовала свой статус добропорядочной христианки, предоставив во время Холокоста приют маленькому еврейскому ребенку, Елене Долговой. Десятилетия спустя они оказались вместе в Иерусалиме.

Набор из трех фотографий на стене квартиры рассказывает две истории жизни и показывает одну общую судьбу. На одной из этих фотографий изображена деревня в Белоруссии, где Галина и ее муж прятали Елену от нацистов. На второй фотографии Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где Елена жила впоследствии. На третьем фото Иерусалим, где две женщины построили свой дом в 1992 году.

Во время войны Галина и ее муж заботились о Елене и даже научили ее обращаться с ними как с родителями. Привычка Елены говорить на идиш была опасной, если рядом были другие люди, и решимость супружеской четы научить ее русскому спасла ей жизнь, когда гестаповцы допрашивали их;  у них сложилось впечатление, что Галина и ее муж – биологические родители Елены. Шесть десятилетий спустя Елена ухаживала за Галиной и кормила ее во время продолжительной болезни до смерти в 2011 году.

Они прожили вместе в квартире в Иерусалиме 19 лет. Елена вспоминает праздники, которые они отмечали вместе, – как еврейские, так и христианские: «Это была связь, похожая на связь между настоящей матерью и дочерью. Наши праздники стали ее, а ее – нашими».

Люди с историями, как у Галины, те, кто переехал в Израиль после Холокоста, живут небольшими группами и редко рассказывают свои истории в средствах массовой информации. Все они родились неевреями и, следовательно, не подвергались преследованиям со стороны нацистов. Но они ставили свою жизнь под угрозу, помогая евреям, а затем эмигрировали в еврейское государство. С 1980-х им была автоматически гарантировано разрешение на проживание на основе их статуса Праведников народов мира. Около 130 человек прибыли в Израиль по этому необычному маршруту, и государство относится к ним с почтением. Бедность переживших Холокост является источником постоянных споров, но те, кого признали Праведниками народов мира, получают ежемесячное пособие от правительства в размере средней зарплаты по стране. Сегодня только 13 из них живы.

В северном Израиле жители коммуны Кирьят-Тивон считают, что Роберт Бойсевейн сильно удивился бы, увидев, что его дочь живет здесь. Его решение спрятать евреев на два с половиной года во время Холокоста дорого стоило его детям. Они не просто голодали, наблюдая, как их пищей делились с беглецами, но им велели не играть или даже не разговаривать с другими детьми, чтобы не их тайна не стала известна всем. Но ничто это не беспокоило дочь Роберта Хестер, которая став взрослой, захотела помочь еврейскому народу еще раз.

В начале 1960-х 27-летняя Хестер, недавно получившая диплом медсестры, купила билет в одну сторону и села на корабль в Израиль.

«Вспомнив, что в 1948 году в Израиль отправилось множество беженцев, я приняла решение отправиться туда и помогать людям, ведь медсестры всегда нужны. И я пошла в посольство Израиля в Голландии и сказала, что хочу уехать», – говорит она.

Автор: Nathan Jeffay

Источник: The Tower

Похожие статьи