Балет Мориса Бежара представит в Израиле две уникальные постановки – «Болеро» и «Балет во имя жизни»

«Балет Мориса Бежара» («Bejart Ballet Lausanne») представит в начале октября в Израиле две уникальные программы.

Первая из них состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Балета Мориса Бежара – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет «Anima Blues» в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Вторая программа – это знаменитый спектакль Бежара «Балет во имя жизни». Легендарный монументальнейший балет будет впервые показан в нашей стране. «Балет во имя жизни» поставлен Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче.

— Приобрести билеты на постановки Балета Мориса Бежара

Морис Бежар стал легендой давно. Поставленный им в 1959 году балет «Весна священная» потряс не только мир классического танца, но вообще весь мир. Бежар, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена, очистил его от пыли и позолоты веков, и обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. И сегодня, в веке двадцать первом, Бежар остается самым притягательным балетным мифом. Лучшие танцовщики мира хотят танцевать его балеты. Лучшие театры мира борются за его репертуар. А мы можем эти балеты – сплав чувственности и чувств – увидеть в октябре в Израиле.

Фото: Mark Ducrest. Предоставлено организаторами гастролей

Критики называли Мориса Бежара «мистификатором», «скандалистом», «парадоксальным», «хореографом, определившим время». Он же выбрал самое близкое мировоззрению определение – «путешественник». Морис Бежар знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась – «Балет ХХ века». С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет жизни руководил собственным «Балетом Бежара» в Лозанне. Бежар – один из создателей современного европейского балетного театра. Он стремился сделать танец главным искусством ХХ века. Он хотел, чтобы на балет ходили не только редкие любители, а миллионы зрителей. И ему это удалось – творения Бежара имели колоссальный успех в разных странах мира. Он влюбил в балет весь мир.

Вместо затянутых в пачки балерин в постановках Бежара появились люди из плоти и крови с экспрессивной пластикой, давшие волю своим эмоциям. Принципы танца этого величайшего хореографа, бунтаря танца – «красота, энергия и эффектность». И уникальность. Все свое творчество Бежар посвятил созданию собственного уникального танцевального языка, считая, что «классика – основа всякого поиска, современность – гарантия жизненности будущего, традиционные танцы разных народностей – хлеб насущный хореографических изысканий».

Фото: Gregory Batardon. Предоставлено организаторами гастролей

Как и Рудольф Нуреев, Морис Бежар сделал балет достоянием широкой публики. Уроженец Марселя и сын философа Гастона Бержера, Морис Бежар бросил занятия философией, чтобы сделаться танцором, а затем, в середине пятидесятых, хореографом. Первым удивительный талант Бежара отметил брюссельский театр Ла Моннэ. Именно для этого театра Бежар в 1959 года ставит «Весна священная» Стравинского, шедевр танца, ставший классикой ХХ века. Для брюссельской труппы «Балет ХХ века» Бежар создает свои самые известные хореографические постановки – «Болеро», «Девятая симфония», «Жар-птица», «Ромео и Джульетта», «Бхакти». «Я брал жизнь и швырял ее на сцену» («Je prenais de la vie et je la jetais sur scène») – так описывал Бежар свою работы над балетом Стравинского «Весна священная» в автобиографической книге «Un instant dans la vie d’autrui», вышедшей еще в 1979 году.

В начале октября 2016 года труппа «Bejart Ballet Lausanne» после многолетнего перерыва возвращается в Израиль с двумя программами. Первая из них – репертуарная, состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара «Bejart Ballet Lausanne» – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет «Anima Blues» в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Жиль Роман был принят в труппу Мориса Бежара «Балет XX века» в 1979 году. После смерти Бежара, с декабря 2007 года он стал художественным руководителем «Bejart Ballet Lausanne».

Вторая программа – это знаменитый балет Бежара, легендарное монументальнейшее полотно, спектакль, сотни раз показанный в мире и первый раз привозимый в Израиль «Балет во имя жизни», поставленный Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, группы Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче, убитый в Майами через полгода после премьеры. Проектирование костюмов для балета Бежара стало одной из последних работ Версаче.

Бежар создал постановку «Балет во имя жизни» («Ballet for Life») в 1997 году. Работа была посвящена Фредди Меркьюри и танцовщику его труппы Хорхе Донну, а также всем, кто ушел из жизни слишком рано. В основу балета положены сами судьбы Фредди Меркьюри (1946-1991) и Хорхе Донна (1947-1992), бывшего солиста Бежара, одного из выдающихся танцовщиков ХХ века. Их жизни унес СПИД. «Фредди Меркьюри и Донн умерли в одном возрасте. Они были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость показывать себя другим». Ballet for Life – крайне эмоциональная работа. Оригинальные записи группы Queen, составляющие музыкальную основу действа, переплетены с произведениями Моцарта. «Мои балеты в основном поставлены на музыку, совмещенную с жизнью, смертью, любовью, с людьми, чья работа и жизнь неимоверно поражают меня, как танцовщика, которым мне уже не суждено стать, которые воспроизводят своих персонажей лучше своих возможностей».

Бежар никогда не обращался к созданию классического балета в чистом виде. Он использовал классические движения, он их, по его словам, «трансформировал и деформировал». Его балеты – сплав не только разного вида танца, но и слова (декламации), и пения, и пантомимы, и акробатики. Он использовал те виды искусства, которые ему были необходимы для воплощения его идей и замыслов.

«Весна священная» Стравинского, поставленная еще в конце 1950-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать «обычные балеты» ему скучно. Он создал более 200 постановок – от камерных лирических миниатюр до масштабных действ.

Все лучшие спектакли Бежара являются золотым фондом труппы «Bejart Ballet Lausanne»: такие, как «Весна священная», как «Жар-птица», и конечно «Болеро», поставленное сначала для танцовщицы Душанки Сифниос. А затем был бешеный успех Майи Плисецкой в этом балете, в совместном исполнении с Хорхе Донном – любимым танцовщиком Бежара – не только на сцене, но и в фильме Клода Лелюша «Одни и другие». Музыку «Болеро» Мориса Равеля, ритуально ритмическую, гипнотическую, Морис Бежар назвал «вечно новой в своей простоте». The show must go on. «Танец – это искусство ХХ века» – говорил Бежар. И XXI века тоже, в чем мы скоро и убедимся.

Источник: NEWSru.co.il

Похожие статьи