• Пожертвовать
  • Оставить отзыв
  • Прислать материал
  • Магазин
  • STMEGI Junior
  • Игра Гофлоо
  • 20 Января 2017 | 22 Тевета 5777
    • 59.67
    • 63.73
    • 15.49
  • Конвертер дат

    Григорианская дата

    Еврейская дата

    Курсы валют
    Сегодня Завтра
    USD ЦБ 59.3521 +0,3176 59.6697
    EUR ЦБ 63.1803 +0,5469 63.7272
    ILS ЕЦБ 15.4909 +0,0000 15.4909
  • В Берлине прошел концерт на скрипках, сохранившихся со времен Холокоста

    7
    Одна из скрипок в мастерской Амнона Вайнштейна Фото: CJN

    «Эта скрипка видела все зверства», – говорит Амнон Вайнштейн, указывая на скрипку в своей мастерской в Тель-Авиве; на деревянном корпусе инструмента отпечатана Звезда Давида.

    Нацисты заставляли заключенных каждый день играть марши, когда остальных угоняли на работу, а потом еще раз, когда они возвращались. Музыканты также давали концерты, чтобы развлечь отдельных эсэсовцев, которые, отправив тысячи людей на смерть, хотели послушать музыку. 

    Эти заключенные остались в живых только потому, что умели играть на музыкальных инструментах. Многие из них погибли, но кому-то удалось выжить. Короткий динамичный документальный фильм «Скрипки надежды» Катрин Сэндмен рассказывает историю о путешествии их инструментов.

    Фильм снимался в Берлине, Тель-Авиве и Лондоне. Он начинается с визита Гая Браунштейна, бывшего юношеского концертмейстера Берлинской филармонии, в тель-авивский музыкальный магазин Вайнштейна, который собирал и восстанавливал скрипки, принадлежавшие жертвам Холокоста.

    Вайнштейн, как и его отец, изготавливавший скрипки, сам эмигрировал из Вильнюса в Израиль, когда это была еще Палестина. Все его родственники, оставшиеся в Восточной Европе, погибли во время нацистских завоеваний.

    Одним из музыкантов, выживших в концлагере, была виолончелистка Анита Ласкер-Валфиш, которая поселилась в Лондоне в 1946 году. В фильме (большая его часть идет на немецком языке) она вспоминает время в Освенциме, когда она играла лагерные марши смерти под музыкальным руководством Альмы-Розы, племянницы Густава Малера. Позже виолончелистка была переведена в Берген-Бельзен, который был освобожден английскими войсками.

    У музыкантов, выживших в концлагерях, скрипки вызывали ужасные ассоциации. Например, в 1980-е человек со скрипкой вошел мастерскую Вайнштейна и рассказал ему, что играл на ней в Освенциме. С тех пор он не прикасался к инструменту, но хотел завещать его своим внукам в хорошем состоянии – и поэтому отдал его Вайнштейну на реставрацию.

    Несколько десятилетий спустя Гай Браунштейн услышал о Вайнштейне и посетил его в Тель-Авиве. История настолько впечатлила его, что он решил собрать возрожденные инструменты и дать концерт в Берлине. Он выбрал для себя на скрипку, чей предыдущий владелец был отправлен в Освенцим.

    В январе прошлого года Браунштейн вернулся в Берлинскую филармонию. Его товарищи-струнники выбрали инструменты из коллекции Вайнштейна и вместе с дирижером Саймоном Рэттлом дали специальный концерт в Берлинской филармонии. Отрывки концерта, который отметил 70-ю годовщину освобождения Освенцима, вошли в фильм.

    Потерявшему во времена Холокоста многих членов семьи Вайнштейну было нелегко вернуться в Берлин в качестве почетного гостя концерта. В конце концов, это город, в котором было принято решение об уничтожении еврейского народа. Однако мемориальный концерт, исполненный на восстановленных им инструментах, дал ему ощущение выполненной миссии – «скрипки надежды» вернулись в Германию после долгого отсутствия.

    Автор: Stephen Cera

    Источник: CJN

    7