|
Эфрат Шалем

Еврейская Румыния — останется ли память?

Как и на большей части территории Восточной Европы, в Румынии синагоги и другие приметы еврейской жизни находятся в упадке. По мере того, как общины исчезают, а кладбища превращаться в парковки, будет ли память о многочисленной еврейской общине жить?

Синагога города Сибиу, чудо венгерско-итальянской архитектуры, уже долгие годы пустует, а хасидский молитвенный дом превратили в магазин хозтоваров. Некоторые еврейские общины Румынии, например, в Сибиу и Клуже, сдают свои молитвенные дома в аренду для проведения различных мероприятий, используя полученные средства для финансирования ремонтных работ. Другие продали свои здания. Синагоги Беларуси, Польши, Галиции и Словакии находятся в еще более ветхом и заброшенном состоянии. Другие же стали ночными клубами, кафе, домами, похоронными бюро и библиотеками. Между тем старинные еврейские кладбища Сибиу были демонтированы вместе с захоронениями, чтобы освободить место для парковок, сообщает Haaretz.


Интерьер обычно пустующей Большой синагоги Сибиу
Еврейские дома теперь принадлежат румынам, венграм или немцам, но на их дверных проемах все еще видны следы мезуз... Бывшая еврейская школа, расположенная рядом с единственной сохранившейся синагогой города, потеряна для истории. Румынские власти национализировали здание в 1960-х годах, превратив его в жилой дом и лишив прошлой религиозной значимости, а ржавая менора, украшающая вход в бывшую школу, — кажется не более чем архитектурной деталью. 
Так или иначе, то же самое можно сказать о синагогах и кладбищах во всей Центральной и Восточной Европе. Без заботы еврейской общины, они пришли в упадок. По мере того, как немногие оставшиеся евреи стареют, их культовые объекты остаются без опеки. Сегодня история еврейского мира Центральной и Восточной Европы находится под угрозой полного забвения.

Из 750 000 евреев Румынии осталось 3200 человек

Еврейская община Сибиу, имеет многовековую историю. Несмотря на то что Румыния проводила в 30-40-х годах антисемитскую политику, община неуклонно росла на и достигла пика в конце 1940-х, когда еврейское население города насчитывало 2000 человек.

Председатель еврейской общины Сибиу Отто Дойч

Сегодня в Сибиу проживает всего несколько десятков пожилых евреев. Здесь мало детей и не заключаются браки; последние обрезание и бар-мицва праздновались в 1969 и 1982 годах соответственно.

«Никто больше не делал этого для своих детей. Я был единственным, кто воспользовался этим шансом, — рассказывает глава общины Сибиу г-н Дойч. — Я не религиозный человек, но мой долг — передать это другим».

Дойч, уроженец Бухареста, был вывезен родителями из столицы Румынии в начале 40-х годов после погрома. Семья перебралась в Кишинев. Немецкие и румынские войска захватили Кишинев в 1941 году и вскоре после этого депортировали Дойча и его семью в концентрационные лагеря Транснистрии (оккупированная румынами территория юго-запада Украины). Только Дойч и его мать выжили и вернулись в Бухарест, где он закончил свою учебу и переехал в Сибиу в 1961 году.

Дойч принял руководство еврейской общиной Сибиу в 1995 году, после выхода на пенсию. Он не помнит, когда в городе в последний раз был раввин или собирался миньян (кворум из 10 молящихся мужчин). Небольшая община проводит еврейские праздники не в Большой синагоге, а в маленькой комнатке, примыкающей к кабинету Дойча, за зданием молитвенного дома. «Мы проводим все еврейские праздники вместе, здесь, в этой комнате, всей семьей, — пояснил он. — Раньше наша синагога была полна людьми, а теперь хватает одной комнаты».

Вид города Сибиу

Холокост уничтожил большую часть евреев Центральной и Восточной Европы, сократив популяцию из 8 миллионов до 400 000 человек. Еврейскую общину Румынии истощило также установление тоталитарного режима и основание Израиля. С 1952 года Румыния разрешала евреям эмигрировать в Израиль. Те, кто пережил Освенцим и венгерский трудовой лагерь Мункашолгалат, в конце концов эмигрировали в Израиль. Сегодня в Румынии осталось около 3000 евреев.

Работа Дойча на военном предприятии была связана с государственной тайной и не позволила ему эмигрировать. Во всяком случае, говорит он: «Евреи также должны жить где-то еще, кроме Израиля».

800 заброшенных кладбищ и 80 обветшалых синагог

Исход румынских евреев в Израиль оставил после себя около 80 синагог и 800 кладбищ. Главное еврейское кладбище в Сибиу не имеет постоянного смотрителя, могилы постепенно ветшают и рушатся. 

«Люди, которые посещают кладбище, недовольны тем, что оно неухоженное, — говорит жительница гСибиу Надя Батрус. — Но кто же будет его поддерживать?»

Надя Батрус

По мере того, как община стареет, заполняя свои разрушающиеся кладбища, эти места больше, чем когда-либо, нуждаются в уходе. «В городе Блае, в 60 км отсюда, живет один старик, он единственный кто умеет читать Кадиш, так что он ездит по всему региону», — говорит глава общины.

«Еврейский упадок Румынии, как и во всей Центральной и Восточной Европе, неизбежен. Синагога в моем городе обветшала, — сообщает Анда Рубен, 41-летний преподаватель иврита и гид по Сибиу. Большая Ашкеназийская синагога в Констанце заброшена, она без крыши и внутри растут деревья, а недавно там была фотосессия нижнего белья. Сефардскую синагогу Констанцы коммунисты разрушили еще в конце 80-х».

«Мы хотим сохранить эти синагоги и приспособить их для современных целей, — говорит Майкл Мэйл, директор Фонда еврейского наследия, лондонской некоммерческой организации, занимающейся сохранением еврейских культурных объектов в Европе и за ее пределами. — Мы хотим, чтобы здания, которые не могут использоваться по прямому назначению, снова обрели смысл». Фонд определил
17 000 европейских синагог, которые действовали до Холокоста, только 718 до сих пор используются в религиозных целях.

Сейчас, когда стены синагог рушатся и Холокост уходит из памяти, антисемитизм усиливается. Некоторые евреи обеспокоены тем, что потеря этих физических свидетельств еврейской жизни приведет к исчезновению памяти о еврейской истории в будущем. 

«Одна из обязанностей евреев — знать эти истории, — говорит Батрус. — Действительно, не зная прошлого, общество склонно обнаруживать себя дрейфующими в будущем без руля».

Надя Батрус не считает, что есть причина оплакивать потерю еврейской общинной жизни здесь, поскольку евреи не являются коренным населением Европы. «Тут не из-за чего плакать: то, что живет, иногда умирает», — сказала она.

«Печально, но это так, — соглашается Дойч. — У нас в Румынии есть выражение: последний оставшийся еврей выключает свет».

Теги

Похожие статьи