|
Хнаан Липшиц
Хнаан Липшиц

Еврейские солдаты Азербайджана

Еврейские солдаты Азербайджана
Давид Садиев стоит перед армейским грузовиком возле границы Азербайджана с Арменией. Декабрь 2020 года

На протяжении десятилетий раввин Замир Исаев молился по утрам в шаббат за правительство своего родного Азербайджана. Во время недавней смертельной борьбы между Арменией и Азербайджаном из-за спорной территории к своей регулярной молитве за солдат ЦАХАЛа он добавил специальную молитву за благополучие солдат Азербайджана.

«Израиль – моя страна, потому что я еврей. Азербайджан – моя страна, потому что я азербайджанец», – сказал 40-летний Исаев Еврейскому телеграфному агентству (JTA). Он родился в Баку, столице Азербайджана, вырос в Израиле и служил там в армии, затем вернулся.

Патриотизм Исаева типичен для азербайджанских евреев, одной из старейших еврейских общин в мире, на синагогах которой часто изображены вместе азербайджанские и израильские флаги, а внутри висят фотографии членов общины, отдавших свои жизни в борьбе за Азербайджан, а до этого – за Советский Союз.

У Исаева есть дополнительные причины молиться за солдат. Десятки членов его общины, составляющей около восьми тысяч человек, служат в армии Азербайджана, которая в прошлом году потеряла более двух тысяч человек в столкновениях с Арменией из-за спорного для них Нагорного Карабаха. Хотя в ноябре стороны подписали перемирие, напряженность в этом районе остается высокой.

Один из участвовавших в боевых действиях еврейских солдат – 26-летний Давид Садиев, выпускник еврейской средней школы в Баку. Исаев учил Давида петь на его бар-мицве отрывок из Торы.

О Садиеве, который вернулся домой после восстановления относительного спокойствия в приграничной зоне, широко писали азербайджанские СМИ. Он стал своего рода символом терпимости и этнического сосуществования в Азербайджане и его армии. К интервью главному новостному сайту Trend прилагались его фотографии в тфиллине и с азербайджанским и израильским флагами.

На DayTube, азербайджанской версии YouTube, было размещено видео, в котором Садиев говорит: «Да здравствует дружба между Азербайджаном и Израилем! Карабах - это Азербайджан!» и стреляет из своего АК-47 несколько раз в небо.

Это мнение, похоже, едино среди лидеров и членов еврейской общины Азербайджана, которые повторяли его как официально – в интервью Еврейскому телеграфному агентству и другим средствам массовой информации, – так и неофициально.

«В Азербайджане много меньшинств: русские, христиане, иранцы, даже армяне, – сказал Исаев, – но евреи здесь считаются особенно лояльными и желанными союзниками. Мы здесь не просто рядовое этническое меньшинство».

По словам Зеэва Левина, эксперта по еврейским общинам Центральной Азии и научного сотрудника Института Трумэна, этот аспект азербайджанского общества имеет корни в истории.

«Евреи так долго жили в Азербайджане, что их община древнее большей части других общин», – утверждает он. – Это разительно отличается от таких мест, как Украина, куда они прибыли чужаками и до сих пор многими считаются таковыми». 

Несмотря на потерю в боях более двух тысяч солдат, Азербайджан считает исход войны победой. В прошлом месяце правительство Азербайджана организовало военный парад, на котором были продемонстрированы не свои подразделения, а техника, в том числе искореженные обломки, захваченные в бою у Армении.

По всему бывшему Советскому Союзу еврейские общины часто опасаются волн национализма, подобных той, что проявляется в Азербайджане, потому что они часто приводят к взрыву антисемитизма.

По словам Левина и Исаева, в Азербайджане все иначе. «Боязнь таких вещей не имеет отношения к этой части мира», – уверен Исаев.

Даже когда Азербайджан был частью Советского Союза, евреям было разрешено открыто исповедовать свою веру, что было исключением среди советских республик.

Радикальный ислам практически не имеет публичного присутствия в Азербайджане, в столице которого находится известная статуя женщины, снимающей чадру. «Статуя освобожденной женщины» была установлена в 1960-х годах при коммунизме, – сказал Исаев, – но тот факт, что она осталась и никогда не подвергалась никаким актам вандализма, говорит нам о многом».

В Азербайджане горские евреи, или Джуурим (Juhurim), являются самой большой из трех еврейских общин, за ними следуют ашкенази и грузинские евреи. Считается, что Джуурим, ведущие свою родословную от евреев древней Персии, поселились в этом регионе более тысячи лет назад. Они говорят на джуури (juhuri), смеси фарси и древнееврейского.

В Азербайджане многие горские евреи либо имеют дома, либо живут в городе на севере страны – Красной Слободе, куда каждый год сотни горских евреев приезжают из других частей страны и из-за ее пределов, чтобы на Тиша бе-Ав, день траура в иудаизме по разрушению храмов в Иерусалиме, посетить могилы своих предков.

Но центром еврейской жизни в Азербайджане является Баку, шумный мегаполис, напоминающий Иерусалим своей смесью современной архитектуры, старинного Старого города – когда-то главной остановки на Шелковом пути – и светлых каменных фасадов многих его зданий. В Баку есть шесть синагог, кошерный ресторан, две еврейские школы и еврейский детский сад, а также другие еврейские общественные учреждения.

Азербайджан также является одной из немногих стран в мире с мусульманским большинством, где Холокост преподается в школах в рамках обязательной учебной программы. Учителя проводят параллели между еврейским геноцидом и Ходжалинской резней, когда во время Первой войны в Нагорном Карабахе 1992 года несколько сот азербайджанцев были убиты армянами. Ходжалы был одним из множества мест, где за последние 300 лет древнего конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за территории и религии случились кровавые столкновения. Население Азербайджана в основном мусульмане-шииты, тогда как в Армении большинство граждан принадлежат к Армянской Апостольской церкви.

Отели в Баку часто вывешивают израильский флаг вместе с флагами других стран, включая Россию, Францию и Соединенные Штаты. К израильтянам часто относятся дружелюбно, особенно военнослужащие и ветераны, которые задают вопросы об израильской военной службе. Израиль также играет важную роль в вооружении и обучении армии Азербайджана – своего удобного союзника на пороге главного врага, Ирана. Этот факт там хорошо известен и вызывает у местных жителей выражения признательности израильтянам и восхищения ими.

Но Исаев убежден, что дружба между Израилем и Азербайджаном основана не только на общих интересах: «Евреи давно стали частью азербайджанского народа. Но помимо общей истории, еврейский народ и азербайджанский народ объединяет секретное оружие, более мощное, чем технологии: разнообразие и открытость».

Источник: JTA

Похожие статьи