Интервью с женщиной, достигшей успеха в трех профессиональных сферах.
— Беата, не знаю даже с чего начать разговор, но чувствую, что он будет интересным, как для меня, так и для наших читателей. Лично мне хотелось бы сначала узнать, как ты пришла в режиссуру.
— Моя страсть к актерству и режиссуре возникла примерно в возрасте пяти лет в Дербенте, где я устраивала целые моноспектакли для своих родственников. Моя тетя расставляла стулья, как в театре, родственники рассаживались — бабушка, дедушка, дяди и тети, соседи даже приходили. Объявляли: «Сейчас для вас выступит знаменитая артистка Беата Истахарова!». И я танцевала, пела, читала стихи, рассказывала истории. А еще я обожала придумывать игры и заражала этим весь наш большой двор, распределяла роли, находила реквизит. С годами стало ясно: мне ближе управление всем процессом, хотя я сыграла несколько характерных ролей, мой мастер в институте подтвердил мои сомнения, сказав, что для актрисы я слишком много думаю. Интерес к разговорному жанру, который передался мне от артистичной мамы, был у меня всегда.
— Итак, что же самое важное в профессии режиссера, на твой взгляд?
— Важно уметь интересно разворачивать историю, вовлекая зрителя постепенно в свою реальность. Насмотренность дает инструменты для создания особой атмосферы, навыки — как выстроить кадр и мизансцену, чтобы она «заговорила», — также важны. Ведь оттого, куда направлено, например, движение в кадре, мы можем показать, с победой идет герой или он повержен, он в отчаянии или, наоборот, появилась надежда. Режиссура — это сочетание многих навыков и взаимодействие со многими людьми, но всегда остается загадкой, как увлечь своей историей других людей так, чтобы, во‑первых, они ее почувствовали, а во‑вторых, нашли в ней что‑то свое.
— Теперь я, кажется, понимаю откуда у тебя серьезное увлечение психологией.
— Психология напрямую связана с режиссурой, без нее мы не можем понять персонажа, уловить импульс его поступков. Поэтому я увлекалась психологией всегда. В зрелом возрасте произошла переоценка ценностей, возник интерес к вопросу выбора в жизни человека и пониманию себя. Плюс во время беременности младшей дочерью появилось свободное время, и я познакомилась с Методом МАОР доктора Ирмы Лурье, сочетающим холистический подход в психологии и основы хасидизма. Сейчас я применяю разные методы в работе, провожу групповые тренинги.
— Вот мы и подошли к третьей профессии — редакторской.
— Редактор, кстати, одна из первых профессий, которые я освоила. Я работала на телевидении, в журналах, редактировала книги. Я занимаюсь редактурой между фазами активной деятельности. Мне нравится разгадывать замысел автора и, если получается оформить текст в соответствии с замыслом, это меня очень вдохновляет. Вообще, мы ведь всегда пытаемся разгадать замысел автора.
— Как ты находишь баланс между профессиональными амбициями и семейными обязанностями?
— Семья для меня на первом месте всегда. Я не про амбиции, я про гармонию — умение сочетать и искать баланс, хотя он постоянно меняется в зависимости от текущего состояния и роли — матери, руководителя, режиссера, психолога. Главный барометр — это ощущение счастья.
— Как ты думаешь, твои горско-еврейские корни помогают тебе в работе, повседневной жизни?
— Я росла в Москве, в Дербенте, откуда родом мои родители, бывала не часто, но с возрастом все больше стала чувствовать свою идентичность. Сейчас я не стесняюсь своей эмоциональности, мне нравится испытывать яркие чувства и ощущать полноту жизни. Я готовлю детям горские блюда. А кавказская музыка сразу заставляет меня танцевать. Мой папа был очень добрым человеком и всегда помогал людям. В нашем доме было много гостей, двери были распахнуты для всех. При этом папа был скромным и стеснялся благодарности. Он для меня пример простоты и одновременно глубины. Кавказское, горское во мне от него — особенно умение любить. В нашей семье всегда царили любовь и полное принятие. Чтобы ты ни сделал, ты наш и ты любим. Поэтому, мне кажется, я знаю, что такое беспричинная любовь и очень надеюсь передать ее своим детям.
— Здорово! А что для тебя значит вера?
— Вера — это непрекращающийся диалог со Вс-вышним. Диалог бывает разным: с благодарностью, бунтарством, в грусти или злости, в непонимании или обиде, в радости и любви. Главное — не переставать вести этот диалог, знать, что всегда есть эта связь. Даже если кажется, что она слабеет, рвется. Это тоже происходит для нашего возвращения и возобновления диалога с Творцом, только уже не формального, а искреннего, идущего из глубины души.
— А бывают у тебя моменты, когда ты чувствуешь особую связь с Б-гом?
— На природе. Вот сейчас я нахожусь на Домбае. Вокруг величественные горы, бурные реки, водопады, яркое солнце, ветер, высоченные деревья. Хочется слиться с этой красотой и благодарить Вс-вышнего, удивляться и восхищаться. Есть ощущение своей малости и одновременно важности, раз Он тебя создал. Похожее состояние бывает и в моменты кризиса, когда понимаешь, что можно расслабиться, довериться Вс-вышнему. Он обязательно вынесет на безопасный берег. Важно устанавливать этот контакт всегда и везде.
— Беата, спасибо, беседа, как я и предполагала, получилась не только интересной, но для многих полезной. А еще спасибо за вдохновение!
Справка. Беата Истахарова родилась в 1978 году в Москве. Режиссер кино и телевидения, психолог, редактор. Окончила Колледж кино и телевидения (1995), ГИТР им. М. Ю. Литовчина (2000), Школу практической психологии И. Лурье (Израиль, 2018).