История жизни горско-еврейских раввинов требует тщательного изучения, хотя бы даже исходя из того, что благодаря их праведному пути наш народ в галуте сохранил религиозную самоидентификацию.
Несмотря на многовековую оторванность от других еврейских общин и мусульманское окружение, они в трудные годы всячески поддерживали своих соплеменников. Регулярно, несмотря на запреты советской власти, проводили milo – брит-милу, mehr – хупу и все еврейские праздники. А также давали уроки Торы и родного языка в стенах Святого дома в nimaz – синагоге.
Рабби Ихиил родился в 1906 году в Еврейской Слободе (Куба, Азербайджан) в обеспеченной семье. Его отец, Писах бен Исхок-Шемей, считался до революции одним из богатых людей. Он занимался торговлей, возил на продажу ковры в Турцию и в российскую столицу Санкт-Петербург. По воспоминаниям Тамары, ее дед любил по праздникам «пул бахш сохдэ», то есть раздавать нуждающимся людям деньги. И дал всем своим детям образование.
К сожалению, с установлением советской власти их семья лишилась богатств, но отцу посчастливилось получить «достур раби» до того, как в 1930-х годах репрессировали почти всех раввинов. Когда власть закрыла все синагоги в Слободе, около ста свитков Торы горские евреи смогли уберечь в большом арон ха-кодеш в ныне действующей синагоге «Гиляки».
В этой же синагоге вместе с другими раввинами служил хазаном рабби Ихиил. Он пользовался большим авторитетом у земляков и совмещал в синагоге функции раввина, шойхета, моэля и меламеда. Хотя ему приходилось работать, ведь необходимо было кормить многодетную семью. Как грамотному человеку, ему удалось устроиться начальником почты в селении Кусары, а через несколько лет он перешел работать кассиром на автостанцию города Кубы.
Супругой рабби была европейская еврейка Сара из г. Ялты. Он познакомился с ней, когда отдыхал в Крыму. Как-то, будучи молодым человеком, он заглянул с друзьями в одну папиросную лавку и нашел там свою судьбу – влюбился в 14-летнюю девушку, дочь владельца. Когда отец Сары (она рано лишилась матери) приехал на родину жениха дочери и увидел, что их дом весь застелен коврами, он сразу же сделал вывод, что его дочь будет жить в достатке.
У Ихиила и Сары родились шестеро детей. Она очень скучала по своим родным, и однажды вместе с четырьмя детьми уехала в Крым, чтобы навестить их. Это был 1941 год. Молодой женщине не хотелось сразу возвращаться в Азербайджан, и она решила еще немного погостить у родни. Но уехать обратно ее уговорил отец, мол, началась война, а там, на Кавказе, вам будет спокойнее, чем здесь. После окончания войны Сара узнала, что все члены ее семьи и родственники погибли. Сама она ушла из жизни в 52-летнем возрасте.
В 1975 году рабби Ихиила пригласили работать в Дагестан. В течение шести лет он служил в синагоге Буйнакска. Он часто приезжал в Красную Слободу, чтобы проведать семьи своих детей и навестить могилы родителей и любимой жены Сары.
Ушел из жизни рабби Ихиил бен Севи-Писах в 1981 году. Когда он скончался, родные приехали за ним в Буйнакск и отвезли домой, чтобы похоронить на еврейском кладбище Красной Слободы. В память о достойном сыне нашего народа фото светлой памяти рабби Ихиила Исакова помещено на разных «Барухоj хуне» среди других горско-еврейских праведников.