Одной из старейших синагог горских евреев в Израиле по праву считается синагога в Иерусалиме. Чтобы посетить эту синагогу, мне заранее пришлось договориться о встрече с раввином Авигдором Юнаевым.
Автобус №2 от главной автостанции проехал маршрут почти через полгорода, миновав бухарский район, прибыл на улицу имени Шмуэля Анави № 31. Здание кавказской синагоги мало чем отличается от других зданий. Оно отделано иерусалимским камнем. История её основания насчитывает более 100 лет.
С начала 19 в. на Кавказ стали прибывать шлихим, посланники Святой Земли. С Кавказа навстречу им шли паломники – горские евреи с деньгами для своих земляков, вернувшихся в Эрец-Исраэль. Позволю себе в начале статьи привести цитату из книги В. Дымшиц «Горские евреи: история, этнография, культура», где представлена хронология прибытия горских евреев:
«Первая волна алии у горских евреев, так же как и в др. общинах, началась задолго до возникновения сионизма и носила религиозный характер. В 1880-х гг. в Иерусалиме уже существовал "Колель Дагестан". В 1806 г. в Эрец-Исраэль прибыл раввин Авраам из Кубы, но, прожив там несколько лет, вернулся обратно.
В 1865 г. раввин Йегошуа бен р.Ханука из Темирхан-Шуры возглавил группу паломников в Эрец-Исраэль и пожертвовал два Свитка Торы ешивам Иерусалима.
1884 г. – горские евреи поселились в квартале Бейт-Шмуэль и построили там синагогу "Бейт Шмуэль ве-Захария".
В 1887 г. – Святую Землю посетили дербентский раввин Яаков бен Ицхаки и раввин Темирхан-Шуры Хизгил бен Авраам Мишаилов. Так описал эту поездку р. Яаков бен Ицхаки: "Материальное положение небольшого числа горских евреев, совершивших алию в Иерусалим, было крайне тяжелым.
В 1890-х гг. кавказская община Иерусалима насчитывала 70 человек. Из-за маренового кризиса поступление денег с Кавказа значительно уменьшилось, и они оказались в критическом положении. Спас их от голодной смерти барон Ротшильд, выделивший небольшую сумму"».
В начале 1890-х гг. раввин Щербет Нисим-оглы переселился в Иерусалим и для укрепления общины горских евреев купил в Старом Городе возле Львиных ворот участок земли, чтобы построить на нем для выходцев с Кавказа синагогу «Мизрах Шемеш» и ешиву «Тора Ор».
В своем научном труде «История и культура горских евреев Кавказа» д-р Микдаш-Шамаилова пишет: «Говоря об иерусалимском квартале, необходимо заметить, что недалеко от кавказской синагоги купец Шамаил Шамаилов, прибывший из Огуза (Варташен), купил участок земли и построил на нем синагогу для своих земляков.
Разрушенная ныне синагога до сего дня записана на горских евреев – выходцев из Варташена. Важно отметить, что только в 2000 г. купчая действующей синагоги в Иерусалиме была переоформлена на горско-еврейскую общину ватиков».
В 1908 году в Иерусалим прибыл вместе со своей супругой Шифрой Песах бен Элькано Сабаев. Шифро была из знаменитого дербентского рода Дадашевых. До революции семья Дадашевых была одна из самых богатых, уважаемых и известных на Кавказе.
Они владели виноградными плантациями и, как другие богатые евреи того времени, активно занимались благотворительностью. Песах бен Элькано приобрел апельсиновые плантации в районе Бет Исраэль и спонсировал строительство синагоги кавказских евреев.
Но спустя некоторое время семья Сабаевых возвратилась на Кавказ, а потом так и не смогла вернуться обратно. В это же время в Иерусалим приехал рабби Яков бен Ицхаки и приобрел для общины ещё две комнаты, прилегающие к зданию синагоги.
При кавказской синагоге в настоящее время действует Бейт-Мидраш и колель «Оэль Йона», названный так в честь её основателя рава Йонатана Юнаева.
Его сын рав Авигдор более тридцати лет готовит своих учеников к работе раввинами общины, учителями Торы, даянами, шохетами, моэлями, переписчиками священных книг и хазанами. Они получают дипломы и идут в большую еврейскую жизнь.
Рав Авигдор Юнаев родился в Иерусалиме за год до провозглашения независимости Израиля. Он учился в ешиве, потом служил в армии. В Шестидневной войне был парашютистом-десантником, а после войны пришёл в знаменитую иерусалимскую ешиву «Мир», которой руководил гаон рав Хаим Шмулевич.
Там его учителем стал главный сефардский раввин Овадья Йосеф, он и благословил под хупой на добрую жизнь жениха Авигдора и невесту Шушану. Получилась замечательная еврейская семья, где сейчас шестеро детей и 31 внук.
Раву Авигдору Юнаеву исполнилось тридцать лет, когда он начал преподавать уроки Торы новым репатриантам, вернувшимся к традициям своих отцов, в том числе и горским евреям. Тогда же при синагоге стала действовать «Ешива для возвращающихся». Многие из тех выпускников сами стали хорошими учителями и раввинами.
Трое сыновей из семьи Юнаевых в настоящее время стали известными раввинами Израиля. Старший сын – рав Мардахай – завершил обучение в известной сефардской ешиве «Порат Йосеф» и теперь руководит колелем «Оэль Йона».
Увлекается музыкальным творчеством, замечательно поёт, состоит хазаном в своей синагоге. Средний сын, рав Йосеф, меламед в Талмуд-Тора, по специальности шохет. Он регулярно посещает тюрьмы, где проводит семинары для заключенных, помогает им раскаяться, приблизится к Творцу.
Третий сын, рав Йона, получивший имя в честь дедушки, армейский раввин. Каждый день он находится среди солдат: помогает им в нелёгкой напряжённой службе, проводит уроки Талмуда, даёт консультации по Галахе и по семейным вопросам.
– Вся моя жизнь связана с этой синагогой, – начинает свой рассказ рав Авигдор Юнаев. – Мои родители репатриировались в 1920 году, мама Йегудит Юсуфова родом из Еврейской Слободы (Кубы), а отец Юно Юнаев из Дербента. В те годы, когда они поселились здесь, в шхунат (район) Кавкази, жители называли его махаля «Келе-Куче», здесь проживало 40 горско-еврейских семей.
Наша синагога – не совсем обычной постройки, её стены шириной полтора метра. Видимо, она строилась по макету стен Дербентской крепости «Нарын-Кала». Во время Шестидневной войны ракета попала в здание нашей синагоги и разнесла всю крышу, к счастью, в это время никто там не находился.
Мой отец отремонтировал крышу, восстановил и привел её в порядок. В 2003 году, во время интифады, террористы взорвали автобус – прямо перед входом в синагогу. Взрыв был такой силы, что части тел погибших в теракте разлетелись по деревьям и крышам домов, а из фундамента дома, что рядом с синагогой, вырвало камни, но у нас в синагоге все стёкла чудом остались целы.
Рав Авигдор Юнаев прост в общении, внешность его – внешность праведника с длинной седой бородой, добрыми, жизнерадостными глазами. Он часами может рассказывать о событиях минувших лет, связанных с историей нашего народа, о колеле и его выпускниках, о своей семье. И о том, как непросто содержать синагогу, которую он начал реставрировать несколько лет тому назад.
– К нам часто приезжают гости из Москвы, Америки, Азербайджана. Я благодарен всем, кто в разные годы оказал нам поддержку, особенно Международному благотворительному фонду СТМЭГИ и лично президенту фонда Герману Захарьяеву. Их поддержка – большая мицва!
Вместе с равом Авигдором, равом Адамом Давидовым и учеником колеля Лазарем Исаевым мы осмотрели синагогу и прилегающие к ней помещения колеля «Оэль Йона».
На входной двери – со стороны улицы Шмуэля Анави – вывеска на иврите: «Вход за углом».
Когда мы вошли внутрь здания, пред нами открылась картина незавершённой реконструкции: нет полов, стены не заштукатурены, потолки не оборудованы, заметно, что синагоге необходимы ещё немало средств и времени для завершения строительства.
Как отметил рав Авигдор, им «не хватает бюджета для окончания ремонта, ведь приходится содержать учащихся колеля. Каждый студент получает стипендию ежемесячно на протяжении пяти лет обучения. Колель отличается от ешивы тем, что здесь учатся только женатые мужчины. Они проводят на учебе девять часов в день, здесь же обедают. Для них созданы все условия, только чтобы успешно учились. У них хорошие учителя, один из них – рав Яков бен Йосеф, сын бывшего главного сефардского раввина Израиля рава Овадьи Йосефа».
Наш разговор поддержал и раби Адам Давидов: «Среди многих раввинов, работающих в горско-еврейских общинах, рав Авигдор несравним в своей многогранной деятельности – как воспитатель, как учитель, как раввин, как строитель и просто как человек, плодотворно распространяющий свет Торы в Израиле. Поддержать его – это поддержать Тору в Израиле.
Каждый, кто хотя бы в малейшей степени поможет ему восстановить древнее здание горско-еврейской синагоги в Иерусалиме, забронирует для себя место в Будущем Мире, в Олам hа-ба».
В учебном зале тесно, студентов много, но никто не чувствует себя стеснённым в учебной рабочей атмосфере. В кабинете раввина стены украшены портретами выпускников, а в небольшом шкафу – множество религиозных книг.
Рав Юнаев продемонстрировал нам несколько фотоальбомов, рассказывая о каждой фотографии в отдельности. Особенно интересными были черно-белые фотографии родственников в старинных одеждах. Этим фотографиям от 50-ти до 150-ти лет.
– В прошлом году у нас был выпуск, – продолжил свой рассказ рав Авигдор, – но среди 70-ти выпускников колеля наших горских евреев было всего 12 человек. К сожалению, в отличие от той алии, что была в начале прошлого века, олим ходашим, новые репатрианты сильно отличаются.
В то время были в основном пожилые верующие евреи, а сейчас молодежь, дети тех, кто получил советское образование, воспитан на атеизме. Поэтому в колеле низкий процент студентов – выходцев с Кавказа. У всех евреев, прибывших из разных стран мира, есть свои синагоги, ешивы, колели.
Бухарские евреи построили в Бней-Браке институт «Шаарей Цион», у них множество ешив и колелей. Обидно, что мы не в состоянии восстановить единственную кавказскую синагогу в Иерусалиме. Нам очень хотелось бы, чтобы одна из первых синагог горских евреев в Израиле стала центром Торы и духовного развития горских евреев мира! Мы просим всех, кто приезжает в Иерусалим на экскурсию, обязательно посетите нашу синагогу! Нам есть что показать и рассказать!