24 февраля в Москве в ресторане «Paradise» прошло праздничное мероприятие в честь праздника Пурим от Фонда СТМЭГИ.
Благодаря замечательным организаторам праздник прошел на славу, и не только на радость детям, но и их родителям! Всем было уделено внимание. Дети участвовали в викторинах и получали призы, взрослых же ждал музыкальный подарок – известный в Азербайджане и не только певец Хайям Нисанов.
Я немного припозднилась, но оказалось, что вечер только начинался. В фойе ресторана расположились дети, многие в праздничных костюмах, масках. Особая благодарность Давиду Мордехаеву, руководителю информационных программ Фонда СТМЭГИ, который вел вечер и всем уделил внимание, от самых маленьких детей и до старших... дарил детям тепло и улыбки, разыгрывал с ними викторину и вручал призы... Детки оказались не промах и очень ловко находили ответы на вопросы.
После на сцену вышли клоуны. Люди еще не расходились, а только собирались. Позже нас порадовал талант и золотой голос Азербайджана - Хайям Нисанов, и публика вышла на танцплощадку. В заключение была зажигательная лезгинка. Далее детки до 6 лет продемонстрировали нам свои способности в народном танце (лезгинка). Кто же лучше? – Самым озорным танцорам достались призы и не только.
Я хотела бы сказать несколько слов о серьезном празднике Пурим! Возможно, вы спросите: какой же он серьезный? Ведь это маскарад, юмор, веселье, алкоголь. Думали ли вы когда-нибудь о том, что случилось с иудаизмом, что он так приветствует питьё, пьянство? Иудаизм не приветствует питьё и препятствует ему в обычном понимании этого слова.
«Потеря головы» не входит в нашу еврейскую программу, и даже слова «расслабиться, оттянуться» не найдут места в галахической лексике. А что всё-таки - да? Иудаизм приветствует радость, иудаизм приветствует внутренний взгляд, что не всегда связано с интеллектуальными способностями, а скорее всего с душевными качествами.
Ежедневная жизнь – это большой маскарадный бал. На такой бал может прийти некий Аман, некий Гитлер, некий Ахмадинежад и попытаться уничтожить еврейский народ. Возможности Амана и всех его друзей играть эту роль зависят от того, что, как это ни странно, на этом бал-маскараде есть еще один участник – сам Вс-вышний, который тоже надевает на себя некую маску.
Вс-вышний скрывает себя за некими естественными, обычными, природными процессами. В истории Пурима в Свитке Эстер имя Вс-вышнего не упомянуто ни разу, т.к. Вс-вышний – в маске. Он как будто дает развиваться событиям естественным образом. Но приходит момент, вечер заканчивается, всем пора расходиться по домам. И сказано в свитке Эстер, что в эту ночь «царь не мог заснуть». Говорит Мидраш: «Царь мира не мог заснуть – Вс-вышний». Это тот момент, когда Вс-вышний снимает маску. И все встает на свои места: Мордехай – на лошади, которую ведет Аман, Эстер – еврейская царица, она уличает Амана – и он повешен, и у евреев «был свет и веселье».
Баал Шем Тов говорит, что тот, кто читает свиток, но подходит к чтению с исторических позиций и не видит актуального аспекта, тот как будто не выполнил заповедь. Я думаю, что актуальный аспект в том, что мы тоже участники некоего спектакля. Нам кажется, что все, что мы видим – это естественный процесс. Но важно понять, что за всем этим стоит Вс-вышний. Всё, что мы видим – это воплощение Вс-вышнего.
И поэтому для того, чтобы нам было легче это осознать, завещали наши мудрецы наполнить наши организмы алкогольными парами. Не для того, чтобы оттянуться и расслабиться, а для того, чтобы легче было нам отойти от некоего повседневного образа, в котором мы живем, чтобы легче было нашей душе пробить интеллект и логику, которые мешают этому. Чтобы легче было веселиться от мысли, что у нас есть Вс-вышний, который нас никогда не оставит, веселиться, потому что мы евреи, и у нас есть возможность жить жизнью, полной содержания и смысла.
От глубины души я хочу всем пожелать Пурим самеах, чтобы Радость – Самеах была настоящей и содержательной.
Автор: Лаура Илизирова