Многим хорошо известна теплая и дружная семья горских евреев Якубовых-Михайловых. Наира Михайлова — мама большого семейства, очень общительная, образованная, красивая и обаятельная женщина, обладающая прямо-таки согревающим собеседника, приветливым, открытым и легким характером. По специальности она медик, а ее муж экономист. Наира очень любит готовить, принимать гостей в своем большом светлом доме, создавать там уют, приятную атмосферу, когда членам ее семьи хочется поскорее возвращаться домой после тяжелого трудового дня. Она привыкла вести абсолютно кошерную, раздельную по всем законам Торы, кухню, а готовить — по классическим еврейским рецептам своих предков. За это ее очень любят и ценят многочисленные домочадцы, в числе которых лишь мужчины: папа, супруг и сыновья — старший и трое близнецов с массой хобби и увлечений.
Она успевает посещать уроки Торы у Хани Лазар в МЕОЦе, в четверг всегда печет ароматную сдобную халу, бывает на всевозможных выставках, премьерах спектаклей, интересуется искусством и творчеством, современной эстрадой, много читает, а выходные старается проводить на природе. Одним словом, живет полноценной насыщенной жизнью состоявшейся и счастливой женщины, свято чтит обычаи предков и не перестает благодарить Всевышнего за данное ей счастье: быть заботливой дочерью, женой, матерью, подругой. Она старается лишний раз не хвалить сыновей, поражает своей природной скромностью и врожденным чувством такта, но при всем этом ей удалось вырастить удачных, образованных детей, достойное будущее горско-еврейского народа.
Наира с гордостью вынимает из стеклянного шкафа глиняную статуэтку и демонстрирует ее со всех сторон: «Этим когда-то занимался мой средний сын, ходил на курсы лепки. Вообще, у меня очень любимые, долгожданные дети. Старшему сыну, Якову, 23 года, он окончил МГУ, получив степень бакалавра, а в прошлом году закончил магистратуру. Младшие мальчики у меня — тройняшки, им по 17 лет, это моя особая радость. Старший, Эммануэль, занимался шахматами, участвовал в различных первенствах Москвы, является призером шахматных турниров. Сегодня, он — вратарь в юношеской команде по мини-футболу, чемпион Москвы по этому виду спорта, обладатель кубка мини-футбола, участник Первенства России.
В школе все дети учатся хорошо, вовремя делают уроки, чтобы их успеваемость была на уровне, и я не запрещаю им заниматься различными хобби, если они умело совмещают уроки с любимыми занятиями. Второй мой сын из тройняшек, Габриэль, закончил музыкальную школу по классу фортепиано, занимается боксом, имеет третий разряд. Следующий мальчик — Эфраим. Всех младших я отдала в детсадовском возрасте на прослушивание в музыкальную школу, где они занимались музыкой и вокалом. Старший, Эммануэль, вскоре ушел оттуда, а средний и младший занимались и дальше, окончив ее. Эфраим в возрасте 12 лет начал писать стихи. Сначала маленькие стишки, а потом уже — серьезные поэтические произведения, которые меня безумно радовали и вызывали неподдельный интерес у слушателей. Я дала почитать стихи сына нашему школьному педагогу по литературе, и ей они тоже очень понравилось, она оценила труд Эфраима по достоинству. Затем, к своему 13-летию, он написал красивое поэтическое посвящение еврейскому народу, где содержались строки, что он гордо будет служить своей нации, там были слова о важности заветов наших отцов, одним словом, все то, что так дорого сердцу любого еврея, молодой поэт умело облек в поэтические строчки».
Фонд горских евреев СТМЭГИ, узнав о талантах еврейского школьника, помог семье издать его первую книгу. Сегодня его мама заботливо собирает стихи сына и готовит к выпуску второй сборник. Раньше талантливый юноша успевал посещать литературный кружок, где встречались любители прозы и поэзии, но из-за нехватки времени вскоре его забросил, ведь сейчас он учится в 11 классе, а значит, для выпускника и его родителей, наступила горячая пора выбора специальности и подготовки к сдаче ЕГЭ, поступления в вуз, однако Эфраим все еще пишет стихи, правда уже не для широкой публики. Сегодня, мальчики-тройняшки, которые когда-то были забавными малышами, — высокие семнадцатилетние юноши.
Прекрасно известна аксиома, что все мы родом из детства и то, как сегодня Наира воспитывает своих сыновей, немного перекликается и с периодом взросления и становления самой нашей героини, когда ее почти не баловали. Напротив, она выросла в определенной строгости, не забывая о неких домашних обязанностях, когда дома ей надо было не только выполнить школьные уроки, но и помочь справиться работающей маме с хозяйственными делами: «Я родилась в многодетной семье, мама была учителем, папа — партийным человеком, довольно-таки строгим. Со мной не сюсюкали. Я знала, что в школе надо учиться, а потом не только сделать домашнее задание, но и убраться в квартире, вымыть посуду. В семье было четверо детей, и все трудовые обязанности ребят были четко и заранее распределены между всеми. Мама родилась в Тбилиси, ее отец происходил из Варташена (ныне – г. Огуз). Одними из первых, кто переехал в Тбилиси, были как раз родители моей мамы. Мой отец родился тоже там, но вырос в Гяндже, свекор тоже родился в столице Грузии, а свекровь — в Варташене. Несмотря на партийность, главы нашего семейства, предки были набожными людьми, мы зажигали в шаббат свечи, накрывали большой праздничный стол, бабушка и мама делали к пятнице традиционные еврейские блюда, поэтому и я сегодня умею все это готовить — уже для своих домочадцев, благо бабуля и мама нас этому учили. От своих долгожданных детей, несмотря на отдаваемую им бесконечную ласку и заботу, требую хорошо учиться в школе, ведь образование — это самое главное. Уверена, что все знания человека, дающие будущий стержень и развитие личности, получаются и закрепляются юношами и девушками до 17 лет».
Наира Михайлова обладает огромным кругозором, запоем глотает книги, ведь ее безумно интересует все, что связано с искусством и интересным, полезным времяпрепровождением, позволяющим обогащать душу новыми яркими впечатлениями и положительными эмоциями, поднимающими образовательный уровень человека: «Люблю хорошую литературу, не устаю посещать театры, премьеры, разнообразные выставки, многочисленные музеи, новые картинные экспозиции. Мы с ребятами стараемся не пропустить ничего интересного и свежего в этой сфере. Зимой катаемся на лыжах, летом отдыхаем в Израиле. На даче в Подмосковье — прячемся от московской жары. Недавно мы с Эми (так я ласково называю сына) посмотрели выставку Айвазовского. А еще очень люблю читать, отдаю предпочтение художественной литературе, а также автобиографиям известных личностей, дабы заглянуть за кулисы жизней знаменитостей, узнать, кто и как из них прошел свой путь. Особенно приятно поразила история поэта Маяковского, с которой недавно ознакомилась, ведь в школе мы этого не проходили».
Не забывает Наира Якубова про еврейскую традицию и предписания Торы, а потому каждый понедельник посещает женские уроки в Московском еврейском общинном центре, которые проводит рабанит Ханни Лазар. В четверг наша собеседница печет аппетитную халу, а братья Якубовы — очень набожные, строго соблюдают кашрут, благо их мама готовит отдельно молочные и мясные блюда, разделяет столы и посуду. Шестеро мужчин, включая всех сыновей, отца и мужа Наиры, регулярно накладывают тфилин, делают кидуши, строго придерживаясь еврейских обычаев, не позволяя себе ни на минуту отклониться от соблюдения заповедей.
Вместе с другими еврейскими женщинами наша героиня даже ездила на могилу к Любавичскому Ребе в США. Из Америки она вернулась окрыленная. Сначала, правда, долго не хотела лететь, ведь дорогие ее сердцу дети, в это же время заканчивали музыкальную школу, и Наира Якубова считала своим долгом остаться с ними и помочь при подготовке к экзаменам, но все решил неожиданный звонок ее наставницы, известной и мудрой рабанит: «Позвонила Хани Лазар, я с грустью ответила ей, что не полечу из-за сыновей, что мне трудно оставить их во время экзаменов, ведь бабушек и дедушек у нас нет, чтобы поддержать их в этот серьезный период. Ханни ответила, что Всевышний поможет им сильнее, чем я. Эта беседа оказала на меня сильное действие, но я по-прежнему долго упиралась, сомневалась, не решалась лететь в США. Однако, спустя какое-то время, дети и муж меня уговорили, уверив, что смогут какое-то время продержаться без меня и справиться со всеми обязанностями. И вот я сдалась и полетела. А экзамен у ребят в музыкальной школе пришелся как раз на те мои американские каникулы. Мальчики позвонили мне за границу и порадовали новостью, что сдали выпускные на отлично, чему я тогда была безумно рада! В США я записала свои просьбы и положила их на могилу Ребе, что для меня, конечно, было поразительно и удивительно, ведь раньше я с таким никогда не сталкивалась. Выросла в восьмидесятые годы в коммунистической семье, с железным занавесом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, повторюсь, многие еврейские семьи, как и наша, даже тогда старались соблюдать свои традиции, правда, не так явно и открыто, как это происходит сегодня. Из США приехала с новыми силами, все для нас там было организовано достойно, хорошо, красиво, правильно. Мы побывали в доме Любавического Ребе, нам рассказали, как он жил, как к нему постоянно приезжали люди за советом, посмотрели синагогу «770», поприсутствовали на шаббате в местной соблюдающей семье, сидели за роскошно накрытым изумительным столом, я своими глазами увидела это потрясающее место — практически кусок Израиля, базирующийся в Америке. В самое сердце поразило то, что в такой огромной сильной стране, в определенном ее, еврейском районе, жизнь с пятницы до субботнего вечера остановилась, а дома были населены ортодоксальными иудеями».
На вопрос о том, как Наира Михайлова все успевает: готовить кошерные блюда, вести раздельную кухню, быть хорошей и внимательной дочерью, женой и мамой, та скромно отвечает, что искренне любит все то, чем занимается, а создавать для своих домашних комфортные условия жизни и баловать их всевозможными вкусностями, поддерживать в квартире порядок и добрую доверительную атмосферу — заложено у нее в крови и передалось с генами от мамы и бабушки: «Всегда стараюсь угодить моим мальчикам, а те обещают, что будут всегда радовать меня своими успехами. Б-г дает мне силы, и я безмерно счастлива, что имею таких вот замечательных сыновей, надежного дорогого супруга, так здорово, что жив мой отец, что все они во мне нуждаются и живут со мной, и о чем еще мечтать, я даже не знаю…» - со слезами радости на глазах говорит она.
Этот год для всей семьи Якубовых-Михайловых и для нашей собеседницы в частности — очень ответственный, ведь трое ее мальчишек заканчивают школу и продолжат учиться в университетах. А их еврейская мама давно мечтает, чтобы они поступили туда, куда планировали, чтобы будущая специальность служила ее отпрыскам всю жизнь верой и правдой, чтобы Яков, Эфи, Габи и Эммануэль получили от этой жизни все возможные блага: полную реализацию в профессии, достаток и выросли бы достойными, уважаемыми людьми, а муж и отец были бы здоровы, ну а себе Наира Михайлова желает побольше душевных, физических сил и всегда быть рядом с любимыми!