Горская еврейка Марал Меировна Бабаева, внучка Боби, родоначальника большого рода Бабаевых из Темир-Хан-Шуры, была замужем за Максутом Измайловом. Вместе они вырастили и воспитали двух сыновей и четырех дочерей: Ивана, Павла, Марусю, Риву, Любу и Зою. Все дети Марал и Максута были убежденными коммунистами. Они искренне были преданны делу строительства социализма. Двое внуков Марал стали известными в стране людьми: это ученый, создатель космических приборов, Рафаэль Кукулиев (сын Ривы) и Семен Измайлов (сын Маруси), доктор технических наук, инженер-капитан первого ранга ВМФ СССР. Но повествование пойдёт не о них, а о пропавшем сыне Марал и Максута — Павле.
Павел Максутович Измайлов (1910-1941) родился в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). В начале 1930-х Павел вместе с сестрами, Ривой и Любой уехал в Ленинград. Устроился на работу управлящим домозозяйства №50 жилищного управления Куйбышевского райсовета. В финскую войну Павел Измайлов служил политруком, а 23 июня 1941 год был призван в Красную Армию по мобилизации Куйбышевским военкоматом. Единственное письмо от Павла было отправлено с фронта 5 июля 1941 года с обратным адресом: «186-я полевая почтовая станция 147-го стрелкового полка, 5-й стрелковой роты, 1-й взвод». В письме он сообщает сестре следующее: «Нахожусь на Карельском перестанке у финскогй границы, мне посчастливилось 2-й раз биться у финской границы. Любочка, как тебе известно, Отечественная война началась, время напряженное, как тебе известно по газетам, мы дня и ночи не видим, но мне не прывыкать. Чувствую себя нормально и духом не падаю, судьба сама предскажет дальнейшую жизнь. Люба, об условиях наших писать не следует, понимаешь сама. Выступление тов. Сталина говорит ясно о переживаемой обстановке. Находимся в финских лесах. Ежеминутно ждем всё новые приказы… Ты духом не падай, держи себя мужественно и не переживай, будь всегда морально крепка. Не теряй связь с родными, с Ривой, Зоечкой, пусть о нас не беспокоятся. На днях также напишу им письмо... Люба, ты обо мне не беспокойся, в деньгах не нуждаюсь. В лесах они мне ни к чему, т.е. деньги, которые я взял с собой. Они у меня целы, берегу на "черный" день. Если ты нуждаешься, напиши, я тебе их вышлю. Люба, не скучай и не переживай, не теряй связь с тётей Салиха. В особенности с Верой, она тебя уважает и поможет во всём. На днях также напишу письмо. Люба, сильно нуждаюсь в папиросах, махорки не хватает. Много не надо сразу, ибо живем все вместе коммуной. Люба, сильно беспокоюсь и переживаю о Бориске. Если прислал письмо, срочно сообщи его адрес, а если нет, узнай в военном коммисариате. А также сама ты пиши мне аккуратно, не дожидаясь моих писем. Сама знаешь, иногда у меня могут быть задержки, не зависящие от меня. тем самым ты дашь знать о себе и успокоишь меня морально. Люба, не забудь получить мою премию. Любочка, не жалей и не отказывай себе ни в чём. "Живы будем — не помрём" — есть такая пословица. Любочка, писать хотелось очень много, но устал. Пишу, не спавши несколько ночей, причем в лесу, а поэтому и почерк выходит коряво. На этом свое короткое письмо кончаю. Привет от меня всем родным и знакомым, пиши. Жду от тебя с нетерпением письмо, отвечай сразу. До скорого свидания. Целую, Павлик».
Это письмо было написано до той последней фронтовой ночи, боевые действия которой с непосредственным участием Павла Измайлова у финской границы представлены в воскресном номере «Ленинградской правды» за 2 ноября 1941 года в статье «Фронтовая ночь» (авторы — специальные корреспонденты ТАСС А. Виноградов и Е. Капланский, фрагменты приводятся с сокращениями): «... Октябрьской ночью в лесной чаще надежно укрывшиеся бойцы готовятся к новым схваткам с противником. Фашисты, захватив южный рубеж, сильно укрепились. Бойцы совершили смелую переправу и обрушились на врага. Смяв вражеские заслоны, наши подразделения заставили противника отойти. Бойцы прочно удерживают новые позиции, стойко отбивая контратаки врага. Инициатива остается в наших руках... Тьма сгущается. Притихший лес наполняется грохотом орудий. Это заговорила наша артиллерия. Внезапно открыл огонь вражеский пулемет, но опытный разведчик Зябликов вскоре обнаружил его расположение. На мгновение сверкнули огненные вспышки, и в сторону врага полетели снаряды. В маленькую тетрадку заносится краткая запись: "Подавлена огневая точка врага". За несколько дней батарея Петренко уничтожила три пулеметных огневых точки и две группы вражеских автоматчиков, разбила немецкий танк. И днем и ночью артиллеристы, помогая пехоте, громят укрепления фашистов, уничтожают их живую силу. По северному берегу ползёт густой дым. Клубясь, он поднимается выше, и вскоре широкая дымовая завеса застилает постройки, тянется туманом над водой. Немцы заметно невничают. В воздухе взлетают световые ракеты и прорезают надвигающуюся темноту. К ночи переправляемся на южный берег. Немцы ведут силный огонь по переправе — минометный, пулеметный, ружейный. Где-то неподалеку с коротким бульканьем уходят в воду пули. С протяжным воем пролетают мины.
- Не достанешь! — вполголоса говорит боец Измайлов, совершивший уже десятки рейсов через водную преграду. Этот проворный человек выполняет свою опасную работу с веселой ухваткой смелого парня. Лодочка, управляемая его сильными руками, быстро приближается к цели. Причаливаем и, пригибаясь, ступаем по влажному песку. В глубине, укрывшись в блиндажах и окопах, лежат наши бойцы — люди, поклявшиеся не пустить фашистов к Ленинграду. Противник ведет ожесточенный обстрел переднего края; с нашей стороны открывают сильный ответный огонь.
На какие-то доли минуты шум замолкает, и с реки доносятся едва уловимые шорохи. К берегу приближаются лодки. Партнер-комсомолец Ильгам Жалялютдинов в четвертый раз приводит к берегу большую лодку с бойцами. Осторожно и бесшумно пробираются они по тропинке наверх.
Из одной лодки выходит боец с железным термосом и укутанной корзиной. Это повар Демченко, вторично перебравшись сегодня через реку, привез горячую пищу и свежий хлеб. Не обращая внимание на пули, отважный повар пополз от переправы к землянкам.
Ночная мгла скрывает очертания тропки, по которой движутся два санитара на себе.. От взрыва вздрагивает почва, осыпается земля с крутого прибрежного ската. С носилками здесь сейчас не пройти. Санитары Крюков и Сергеев переносят раненых, осторожно уложив бойца на спину, санитар ползёт среди взрывов к берегу, к переправе. Отсюда раненых эвакуируют на лодках.
Тяжелая мина с треском разрывается у входа в одну из землянок. Вздрагивают стены, взрывная волна распахивает дверь настеж, колеблется пламя свечи. Но к взрывам мин и снарядов здесь привыкли. бойцы цепочкой выходят в ночную темень, освещаемую вспышками вражеских ракет, затем ползут по опушке леса и залегают. головной дозор углубляется в чащу.
Фронтовая ночь подходит к концу. Воздух наполняется рокотом советских моторов. быстрые, широкогрудые штурмовики стремительно пикируют. Немецкие позиции сотрясаются от взрывов.
Огонь противника ослабевает. одна за другой подавлены огневые точки, мешавшие нашему продвижению. Тогда подразделение поднимается в атаку. Стремительным броском, оттеснив фашистов, красноармейцы овладевают более выгодным рубежом.
Пядь за пядью отвоевывают наши бойцы родную землю, захваченную гитлеровцами».
Павел Измайлов, не щадя своей жизни, героически сражался на подступах к Ленинграду. Его сестра Люба неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой найти брата. В июле 1945 года она лично была на приёме в Министерстве Вооруженных Сил СССР в Москве. Извещение велели ждать через военкомат, но похоронку на брата она так и не получила. По предположению родственников, Павел погиб в последнем бою, переправляя бойцов у финской границы, и возможно, утонул.
Прошло больше 70 лет с тех пор, как закончилась война, но родственники бойца Измайлова в своих обращениях к властям в содействии о помощи в розысках до сих пор не получили никаких сведений о его судьбе. Не жалея ни себя, ни врагов, этот «человек выполнял свою опасную работу», защищал Родину, которая о нём забыла.
P.S. НКВД быстро отыскивал дезертировавших бойцов, которые подвергались репрессиям, но судьбы погибших на поле боя солдат, к сожалению, не всегда интересовали власть...
Автор благодарит Людмилу Кукулиеву, внучатую племянницу Павла Максутовича Измайлова, за предоставленный материал и за то, что она сберегла для потомков все эти документы и фотографии.