|
Ситара Шамилова

Род Гавриловых: прикоснуться к истории

Род Гавриловых: прикоснуться к истории

Свою беседу с Ильей Гавриловым я назвала бы: «Прикоснуться к истории». Ведь эта семья действительно вошла в историю. В историю не только пятигорской еврейской общины, но и Северного Кавказа в целом.

Илья Гаврилов, сын Бат-Циво Гавриловой и Иммануила Семендуева, уделил мне время и рассказал о своих родителях, хотя информация о них публиковалась и раньше. В книге «По дороге мира» Шертиля Шалумова подробно рассказано о становлении еврейской общины в Пятигорске и о прямом участии в ее становлении семьи Гавриловых-Семендуевых. Несомненно, нужно искать новую информацию о становлении общины, о том, кому мы должны сказать спасибо за то, что сегодня пятигорская еврейская община — крупнейшая на Северном Кавказе. Изначально об этом я и планировала рассказать. Однако, пообщавшись с Ильей Имануиловичем, я поняла, что я хочу рассказать о горской женщине, о Бат-Циво Гавриловой, которая смогла воспитать своих детей правильными и успешными, надёжными и патриотичными. И я ни в коем случае не умаляю вклад в воспитание детей их отца, Иммануила Семендуева.

Бат-Циво Гаврилова родилась в семье раввина, ее образование ограничилось четырьмя классами. Однако, не имея даже среднего образования, Бат-Циво была очень здравомыслящей и грамотной женщиной. Сегодня мы легко воспринимаем женщину, даже если она воспитана в горской семье с пуританскими устоями, в качестве бизнесвумен или в погонах полковника. Для нас это естественно и понятно. Но в 50-е годы нравы были другие.

Илья Иммануилович, рассказывая о своей матери, с большой любовью поглядывал на портреты Бат-Циво, украшающие стены его дома. «Наша мама Бат-Циво была мозговым центром семьи, генератором идей, которые она успешно реализовывала. Что с подвигло ее организовать общину? Дед моей мамы был раввином, собирал евреев на молитву в подвале, поскольку в советское время религия находилась под негласным запретом. Она вовлекла в этот процесс моего брата Романа (Ромбома) и нашего отца Иммануила Семендуева. Купили участок, построили дом, в котором разместили синагогу, из Махачкалы привезли раввина Шертиля Шалумова. Наша мама была мозговым центром, у нас в доме располагался, так сказать, штаб, в который входили мама, отец, брат матери Авадия Гаврилов, мой брат Ромбом (Рома Гаврилов), Нашку Данилов и другие. Они все приняли участие в становлении общины. Через наш дом проходили почти все семьи, которые переезжали в Пятигорск ив регион Кавказских Минеральных Вод в целом. Кому-то мама помогала финансово, кому-то — советом, некоторые просто приходили за благословением — ведь мама была очень солнечным человеком, от нее шел «мазаль». Когда кто-то из евреев попадал в беду, мама тоже не оставалась в стороне. Мама знала все на два шага вперед. Легко сходилась с людьми, которые и по сей день помнят благие дела. Конечно, не все было легко и просто. Мама приучила нас к труду, воспитала нас так, что, если ты хочешь хорошо жить, то должен научиться всему сам».

Меня тронула история знакомства Иммануила и Бат-Циво. Иммануил был из простой семьи, он очень рано остался без родителей. Бат-Циво, напротив, была из обеспеченной семьи. Иммануил задался целью покорить сердце девушки, в которую был влюблен. Его не останавливало ни социальное неравенство, ни характер Бат-Циво .

«Мама была очень красивой, статной, гордой девушкой, и на самом деле папе пришлось долго добиваться ее расположения. Помню историю, которую еще слышал в детстве от родителей. Папа не знал, как устроить встречу с мамой, и подговорил ее подруг прийти в кафе вместе с ней, но так, чтобы она не знала, что это все организовал отец. Мама с подругами пришла в кафе, и тут папа широким жестом стал угощать всех их мороженым. Конечно, мама не могла это проигнорировать, но что, ты думаешь, она сделала? Она встала, надела свою шикарную шубу из каракуля, шапку, оставила на столе деньги и вышла из кафе с гордо поднятой головой! Но, как вы понимаете , она все-таки стала женой Иммануила. Родила ему четверых сыновей и трех дочерей. Но фамилию не сменила, и все дети записаны на фамилию Гавриловых, это тоже характеризовала маму как очень сильную женщину, она тем самым хотела увеличить род Гавриловых».

Мне очень комфортно было общаться с Ильей Иммануиловичем Гавриловым. Ведь он был членом правительства Чеченской Республики, возглавлял кабинет министерства.

Похожие статьи