|
Тейло Нисанова

Прошлое евреев Дагестана: о сионистском движении в Темир-Хан-Шуре

Прошлое евреев Дагестана: о сионистском движении в Темир-Хан-Шуре
Темир-Хан-Шура до Октябрьской революции

Человечество всегда интересовала жизнь предков. В древности и в средневековье летописцы фиксировали на бумаге исторические события, благодаря чему память о них сохранилась до наших дней, хотя и в виде отдельных рукописей. В начале XIX века в России начали создавать архивные учреждения, которые собирали и хранили документы различных органов центральной и местной власти. Сегодня государственные архивы доступны всем и помогают интересующимся совершить путешествие по страницам прошлого.

Из истории известно, что предки горских евреев появились на Кавказе в VII веке. Евреи-ашкеназы начали активное заселение региона во время Кавказской войны (середина XIX в.) — когда Российская империя стремилась присоединить к себе горные районы Кавказа.

В это время на территории Дагестана, в Темир-Хан-Шуре, было построено укрепление — крепость, где квартировали части царской армии (позднее она превратилась в город Темир-Хан-Шура). Среди солдат царской армии были и ашкеназские евреи, которые, демобилизовавшись, оседали в этом населенном пункте, обзаводились семьями. Кроме того, из городов Черты оседлости (Украина, Белоруссия, Литва) приезжали евреи-купцы с провиантом и амуницией для царской армии и с семьями оставались в крепости. К концу 50-х годов XIX века здесь существовало две еврейские общины — горская и ашкеназская. 

На рубеже XX века зарождавшееся в России революционное движение перекинулось на окраины, в том числе на Кавказ. Для удержания контроля над ситуацией местные власти и полиция повсеместно вербовали осведомителей и доносчиков. Этот период также вошел в историю как время зарождения сионистского движения, создания и распространения палестинофильских кружков.

О попытке создать сионистский кружок в Темир-Хан-Шуре,центре Дагестанской области, нам повествует документ — приведенный ниже рапорт под грифом «Совершенно секретно» из Циркуляров департамента полиции, составленный полицмейстером и направленный в Канцелярию военного губернатора Дагестанской области (сведения о документе по сей день бережно хранятся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан», ГКУ «ЦГА РД»).

 

 

 

 

 

экстренно

Совершенно секретно

            М.В.Д.                                                               Господину Военному Губернатору

ТЕМИРЪ-ХАНЪ-ШУРИНСКИЙ                                                   Дагестанской области
     ПОЛИЦМЕЙСТЕРЪ

3 ОКТЯБРЯ 1903 Г.
           № 84                                                                                              

                                                                  Рапортъ

 

По надписи от 18 Июля сего года за №889 имею честь донести нижеследующее:

Въ гор. Темир-Хан-Шуре немного более двухъ летъ тому назадъ образовался среди европейскихъ евреевъ кружок сионистовъ из сорока, приблизительно, человек. Горские евреи никакого участия в образовании кружка сионистовъ не принимали. Душю и организатором кружка был Петровский мещанинъ, портной Шафиръ, только что вернувшийся в Россию из заграницы, какъ он утверждаетъ, из Парижа.

На имя Шафира получались еженедельные циркуляры изъ гор.Елисаветграда от сионистовъ Елисаветградского района, къ каковому району отнесены были какъ Темир-Хан-Шуринский кружокъ сионистовъ, носящий название кружка Д-ра Мандельштама, такъ равно и кружки сионистовъ другихъ городовъ Кавказа и Закавказья.
Шафиръ считался среди евреевъ председателемъ кружка сионистовъ въ гор. Темир-Хан-Шуре, казначеем кружка былъ избранъ Иосифъ Зильбербергъ и, кроме того, кружокъ имелъ правление изъ пяти выбранныхъ человекъ. Въ получаемыхъ изъ Елисаветграда еженедельныхъ циркулярахъ сообщались исключительно сведения о движении сионизма въ России объ вновь образованныхъ кружкахъ, количество и составъ ихъ членовъ и проч. Въ начале своего существования кружокъ Темир-Хан-Шуринскихъ сионистовъ, какъ в своей среде, такъ и въ среде остальныхъ европейскихъ евреевъ гор. Темир-Хан-Шуры, собиралъ, подъ давлениемъ Шафира, пожертвования въ пользу нуждъ сионизма, при чемъ каждый еврей со всеми членами его семейства былъ обложенъ взносомъ въ сорокъ копеекъ. Взносъ этотъ называется "Шекелем" и таким путемъ, а также кружочным сборомъ, было собрано до шестидесяти рубъ. Сборы эти вручались Иосифу Зильбербергу, а последним отправлялись в Елисаветградъ какому то инженеру Устишкину. Кроме того были получены, - путемъ, каковой установить не удалось, - акции еврейского колониального банка въ Лондоне и таковыхъ акций было продано до девяти или десяти штукъ въ гор. Темир-Хан-Шуре. За акцию взимали десять рублей. Въ Темир-Хан-Шуринском кружке сионистовъ быстро возникли неудовольствия среди его членовъ, темъ обстоятельствомъ, что местные евреи не получали ни дивидентовъ на купленные акции, ни отчета въ томъ, на какие именно цели пошли собранные съ нихъ "шекели". Объяснения же Шафира, что "шекели", главнымъ образомъ, идутъ на расходы по разъездам "магидов" и другихъ организаторов, не удовлетворяли местныхъ евреев, ровно как они находили нецелесообразнымъ чтение выписываемыхъ изъ Одессы брошюръ и книжечекъ на еврейскомъ языке, въ каковыхъ книжечкахъ, цензурованныхъ в России, сообщались рассказы из еврейского быта, сказки и, вообще, материалъ не мог служить по мнению Шуринскихъ евреевъ къ умственному ихъ развитию. Такимъ образомъ, Т.Х. Шуринский кружокъ сионистовъ едва держался годъ с лишнимъ единственно энергией портного Шафира. Съ переселениемъ же Шафира въ Баку кружокъ сионистовъ окончательно распался, о чёмъ кружокъ известилъ сионистскую организацию въ гор. Елисаветграде и, несмотря на получения из Елисаветграда увещения продолжать дело сионизма въ гор. Т.Х. Шуре, ответил решительнымъ отказомъ. Таким образомъ, причиною распадения кружка сионистовъ въ гор. Темир-Хан-Шуре явилось нежелание местныхъ евреевъ вносить безъ всякого отчета денежные пожертвования на пользу сионизма, идеи для нихъ довольно отвлеченной и ненужной, - сочувствие къ каковой расхолаживалось ещё и необходимостью для ремесленниковъ и торговцевъ , народа занятого, терять своё дорогое время на собеседования и чтения. Но, такъ какъ они считали неудобнымъ прямо отказаться от участия въ сионизме по изложеннымъ причинам, то мотивомъ к распадению кружка предъ Елисаветградской сионистской организацией, они выставили неимение въ своей среде, - по отъезду Шафира въ Баку, - людей достаточно развитыхъ и свободныхъ для проповеди сионизма. Ныне никакихъ сборовъ на пользу сионизма в гор. Темир-Хан-Шуре не производится и евреи въ Шуре безусловно считают всю затею учредить в ихъ среде сионистский кружокъ лишь выгоднымъ "гешефтом" со стороны организаторовъ и говорятъ, что имъ некогда заниматься сионизмомъ. Купленные акции сбыты ими по дешевой цене приимущественно въ западные губернии Империи. И такъ, хотя распавшийся кружокъ сионистов въ гор. Темир-Хан-Шуре по отсутствию материальных средствъ и малому числу членовъ никакого значения въ практическомъ отношении не имелъ, но, безусловно, подобные кружки, имеющие целью культивировать въ среде и безъ того обособленного народа понятие, идущие в разрезъ съ самыми дорогими основами Государственности и русской национальности, препятствующие ассимиляции значительной части инородцевъ съ кореннымъ населениемъ и темъ самым препятствующие сделаться евреямъ полезными гражданами, терпимы быть не могутъ. Какими бы высокими целями не прикрывался сионизмъ и какъ бы не управляли адепты его, что целью сионизма можетъ служить духовное развитие еврейского народа, одно то обстоятельство, что все сионистские кружки, съезды и конгрессы поставлены были фактически вне контроля правительственной и административной власти и таковой контроль почти невозможно осуществить. На деле, - голословнымъ же показаниямъ сионистовъ врядли возможно безусловно доверять, - заставляетъ признать сообщество сионистовъ, - какие бы то наименования они не носили, - вредными и недопустимыми въ государстве.

И.д. Полицмейстера,
Штабсъ - Капитанъ    подпись

Письмоводитель        подпись

Теги

Похожие статьи