Ягутил Израилович Мишиев: «Воспоминания о прошлом, о жизни предков - наш долг!»

Ягутил Израилович Мишиев: «Воспоминания о прошлом, о жизни предков - наш долг!»
«Вас вызывают к директору школу!» - для многих эта фраза напоминает школьные годы, когда за какую-то провинность, приходилось идти к директору, и при этом ощущая некоторый страх и трепет. Уже канули в лета детство и молодость, всё дальше и дальше годы уносят от нас знакомые лица наших учителей. Интересно, где и как они в настоящее время живут? Многих из них, конечно же, с волной иммиграции занесло в другие страны, а других, уже и нет на этом свете. 

Школа №11 г. Дербента. До девяностых годов прошлого столетия в этой школе преобладал высокий процент горских евреев, как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива, а также технического персонала. Я помню директора школы Якова Захаровича Захарова, прекрасного педагога и руководителя. В 1976 году ему на смену пришел новый директор Ягутил Израилович Мишиев – интеллигентный со скромной внешностью, бывший директор Дербентского краеведческого музея. И в настоящее время директором шк.№11 работает представитель нашей общины  Захар Ильяевич Ильканаев. Как рассказал мне немного позже Я.Мишиев, именно по его просьбе в Гороно, он был назначен директором школы.

Прошло без малого тридцать три года. Трудно поверить, что по истечению этого времени я встречусь со своим бывшим директором школы с целью написания о нем статьи. Ягутил Израилович ныне проживает в Израиле, в городе Ришон ле-Цион вместе с супругой Ханой Асафновной и дочерью Галиной. Побывав у них в гостях, я познакомилась с прекрасной парой, проживших в браке пятьдесят восемь лет. Ныне члены семьи Мишиевых, дети, внуки и правнуки, проживают в разных странах – России, Израиле и США. Гордостью  семьи по праву считается сын Павел, кандидат технических наук,  главный инженер Дербентского коньячного завода, участник Международного конкурса коньяков, номинант Золотой медали и Ордена Дружбы народов. Две дочери Нина и Екатерина с семьями  проживают в США, городе Олбани, соответственно имеют фамилии своих супругов Михайлова и Цвайгенбаум. Младший сын Анатолий с семьей проживает в Израиле недалеко от родителей. Интересно, что внуки и правнуки четы Мишиевых разговаривают на разных языках – английском, русском и иврите. Парадокс, но это, безусловно, издержки нынешнего времени, когда члены одной семьи живут в разных странах, и порой не видятся годами.

Видимо поэтому Ягутил Израилович и решил составить книгу под названием «Наши корни», в предисловии которой пишет: «Проходят годы. Уходят старшие и уступают место молодым. С каждым прожитым годом углубляется разрыв и обрывается связь с прошлым. Наступает момент, когда люди начинают тянуться к своим корням, истокам. Тогда возникают естественные вопросы такого характера: откуда я, где мои корни, кто моя семья, почему нас называют горскими евреями? Появляется желание больше узнать о своей родословной, о том, кто является родоначальником семьи…  История жизни человека, состоит из его корней, родословной предков, дедов, родителей, которые оставили после себя имя и историю семьи. Их родословная состоит не только из детей, внуков, правнуков, но и благопристойных дел. Воспоминания о прошлом, о жизни предков – долг живущего. Если он не знает своих корней, для будущего поколения история предков будет забыта, корни рода будут утеряны и это может привести к полному забвению…» 
 
В книге «Наши корни» в полной мере раскрыта генеалогическая карта родословной Мишиевых и Беньяминовых. Как подчеркнул автор: «мне удалось найти семь поколений родственников, это почти две тысячи человек». Представители разных фамилий, состоящих в родстве с семьей Мишиевых - Исаковы, Бираровы, Ильягуевы, Азарьевы, Мардахаевы, Манахимовы, Хаимовы, Беньяминовы, Ягудаевы, Абрамовы, Агабабаевы, Якубовы, Авниловы и др.  Во главе рода прапрапрадед автора Мететийо, за ним идут прапрадед Захэрийо, прадед Мердэхэй, дед Миши (от него пошла фамилия Мишиевы) и отец Исроил.

- Мои предки поселились в поселке Еврейская (Красная) Слобода в 1733 году, - начинает свой рассказ Ягутил Израилович, - до этого они проживали в селении Гъилгъот. Им чудом удалось избежать смерти после погрома. К сожаленью, мне не удалось найти наших родственников из этого разрозненного селения. Мой предок Мететийо по праву  считается одним из основоположников поселка Еврейская Слобода, родоначальником большой семьи, одной из ветвей которой и является наша семья Мишиевы. Мой отец рано осиротел, ему было всего полтора месяца от роду, когда погиб отец.  Он был прекрасным портным и глубоким знатоком Торы и Талмуда. В народе его с уважением называли «раби Исроил». И хотя официально он никогда не занимал должность раввина, к нему всегда за советом и поддержкой обращались люди. В те тяжелые годы репрессий (1938) произошел несчастный случай. От короткого замыкания электропроводов сгорела мебельная фабрика, расположенная в здании одной из бывших синагог Красной Слободы (она находилась в районе квартала Мизрэхьи). Сотрудники НКВД решили использовать этот факт для расправы с «неблаговидными» гражданами поселка, в числе которых и был мой отец Исроил. Состоялся суд, и каждому «поджигателю» присудили 15 лет заключения. Благодаря ходатайству в Москве этот приговор был аннулирован. Но осадок «неблагонадежности» у раби Исроиля остался, в 1942 году, он с семьей подлежал выселки из поселка. После отступления немцев, ссылка не состоялась, но он с членами своей семьи ещё долго были под «опекой НКВД».             

Многие люди, достигшие пенсионного возраста, наверное, чтобы заглушить душевную пустоту после многолетнего трудового пути начинают искать себе «отдушину» - занимаются творчеством. Кто-то пишет воспоминания – мемуары, а кто открыл для себя художественный или поэтический дар. Для Ягутила Исраиловича, прошедшего нелегкий путь от учителя средней школы до руководителя отдела образования, творчеством является исследование истории. Под редакцией Мишиева вышли в свет три книги «Дербент и мировая цивилизация», «Дорога, длинною в пять тысяч лет» и «Наши корни». В прекрасном оформлении, с яркими фотографиями, с иллюстрированными страницами, с текстом на русском и английском языках.

- Он постоянно, что-то пишет и пишет, - говорит его супруга на горско-еврейском языке, - он всю жизнь учится, а я домашним хозяйством занимаюсь. С утра уходит в библиотеку, и дома ещё занимается. Слава Богу, мы всем нашим детям дали высшее образование.

В прошлом году я познакомилась с редактором и корреспондентом газеты «Ватан» из Дербента Мататовой Майей Баруховной. Рассказывая о своей работе, она отметила, что ей более всего нравится писать статьи о людях старшего поколения. Ведь они в совершенстве говорят на родном языке, и их воспоминания и рассказы о прошлом – прекрасный материал для статей. Они как живые носители наших традиций и  культуры.

У каждого человека своя судьба, состоящая из нескольких этапов жизни - детство, юность, зрелость и преклонные годы. На долю наших родителей выпало немало испытаний: коллективизация, Вторая Мировая война, репрессии, дефицит коммунистического застойного режима, распад Советской империи, перестройка и иммиграция. Для Ягутила Мишиева каждый из периодов жизни оставил свой отпечаток в душе. Родился в многодетной семье в Еврейской (Красной) Слободе. С шести лет пошел в школу, по окончанию которой был направлен на курсы учителей, и в 16-летнем возрасте стал преподавать в школе. Шел 1943 год,  в родной Еврейской Слободе, как и по всей стране, многие семьи ждали своих родных с фронта. В школах не хватало учителей. Многие семьи потеряли близких, дети остались сиротами. В Красной Слободе был открыт детский дом, где Ягутил Израилович начал работать в первые годы воспитателем, а затем заместителем директора. Для людей, работающих в детских домах, главное иметь такие качества как доброта, внимание и доверие к детям. Эти качества он проявил, работая в детском доме. По окончанию войны учеба в учительском двухгодичном институте в г.Кубе, которую окончил с отличием, получив специальность учителя физики и математики. По окончанию войны молодой учитель занимался и общественной работой, активно помогал поселковому Совету Красной Слободы во многих вопросах, в том числе, в ведении делопроизводства. Им была выполнена практически вся работа по подготовке документации о награждении тружеников тыла медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-45 гг.». В 1946 году по поручению Кубинского райвоенкомата он много ездил по селам района и вел учет для награждения медалью «За победу в Великой Отечественной войне».

В 1951 году семья Мишиевых переезжает жить в Дербент. В те годы в школах был острый дефицит педагогических кадров. Ягутил Израилович поступает на работу учителем математики в шк.№6.  В 1954 г. его перевели в школу рабочей молодежи №1  (вечерняя школа), где он проработал более 20 лет, попутно окончив Дагестанский Государственный педагогический институт. Дербентцы хорошо помнят, уравновешенного и чуткого учителя, к нему в любое время можно было подойти за советом и помощью, не только ученики, но и их родители.

В районе городской площади Дербента, там где начинается парк Славы, рядом с монументом, посвященным героям Второй Мировой войны, находится небольшое здание. В нем до распада Советской власти располагался Краеведческий музей – центр культурной жизни древнего города. Нас школьников часто водили на экскурсии в этот музей, и мне более всего запомнились в нем набитые чучела разных зверей. Оказывается, руководил этим  замечательным музеем - Ягутил Мишиев. 

В залах музея демонстрировались редкие экспонаты социально-экономического и культурного развития города. Благодаря упорному труду коллектива музея во главе с его директором, здесь был собран уникальный материал об истории города. Мишиев изучал, обобщал и через СМИ распространял исторические факты установления Советской власти в Дербенте. Его перу принадлежат десятки статей об активных борцах, подробности биографий, жизни и подвигов героев-революционеров. Как к большому знатоку истории, краеведу-исследователю древнего города, к нему  часто, за советом обращались историки и этнографы. Благодаря директору Краеведческого музея, сведения о городе Дербенте были внесены в «Советскую Историческую Энциклопедию».

В конце 50-х годов в Дербенте был упразднен городской отдел культуры. Исполком городского Совета создал отдел культуры на общественных началах. На сессии горсовета Я.И.Мишиев был утвержден на должность заведующего этого отдела. В начале 60-х годов, опыт работы отдела культуры г.Дербента был обобщен Министерством Культуры ДАССР  и распространен по всей республике. По совместительству в 1970-х он был назначен заведующим партийного кабинета горкома партии. Неоднократно выступал на семинарах с лекциями и докладами. При этом, продолжая преподавать уроки математики в школе.

Когда в 1976 году Ягутила Израиловича назначили директором шк.№11, он с первых же дней начал реализовывать реформы, для поднятия качества обучения и воспитания учащихся. Были намечены и реализованы творческие планы с нестандартными методами ведения уроков. Осуществлялся перспективный план интернационального и патриотического воспитания школьников.  Юные исследователи под руководством нового директора выявили имена и биографии своих земляков (среди них было немало горских евреев), сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Одной из первых, шк.№11 наладила связи с фабрикой «Дагюн». Между администрацией фабрики и школой был заключен договор об изучении рабочих профессий и изготовления изделий. Благодаря чему был внесен значительный вклад в преобразование школы. 

Перед репатриацией в Израиль, Мишиев работал главным специалистом в городском управлении образования. Его работа была связана с защитой прав матери и ребенка, с изучением перспективных вопросов развития воспитательного процесса в школе. Заслуги Ягутила Израиловича высоко оценены, ему присвоены почетные звания «Заслуженный учитель Республики Дагестан», «Заслуженный учитель Российской Федерации». За активную работу по сохранению и пропаганде историко-архитектурных памятников Дербента он был награжден Дипломом Первой степени Министерством Культуры РСФСР, а также многочисленными Почетными грамотами, орденами и медалями. 

 - Ваш отец, Александр Рафаилов, в 1992 году опубликовал обо мне статью на горско-еврейском языке в газете «Ватан», - сказал напоследок мой бывший директор школы.

 Побывав в гостях в семьу Мишиевых, я отметила про себя, - как приятно слышать воспоминания о своих родителях, и вести беседу на родном языке и благодаря этим прекрасным людям  соприкоснуться с её Величеством Историей!

На фото 1: ЯГУТИЛ МИШИЕВ -1970 ГОД

На фото 2: Фото Исроила Мишиева, жителя Еврейской (Красной) Слободы – 1938 год.

Автор:
Похожие статьи