|
Яна Любарская
Яна Любарская

Мира Якубова (Мадатова-Бирарова): «Папа научил творить добро»

Мира Якубова (Мадатова-Бирарова): «Папа научил творить добро»

Мира Якубова (Мадатова-Бирарова) — уроженка Азербайджана, ныне жительница Торонто со спокойным, приятным, доброжелательным голосом, активно интересуется еврейской темой — книгами, фильмами, статьями, стихами, старается находиться в курсе последних мировых событий. Мира не только участвует в чате по изучению джуури «Язык матери», но и состоит в ряде других он-лайн сообществ для творческих людей, пишет стихи, выкладывая их на суд остальных, плодотворно и тепло общается с такими же любителями словесности, поддерживает людей, занимается благотворительностью, получая от жизни огромное удовольствие, несмотря на самые страшные испытания, которые ей приготовила судьба.

- Мира, где родились, учились?

- Родилась в Баку, в очень хорошей семье, где воспитывалось восемь детей. Мирой меня назвала мама, окликая Мирьём на кавказский манер, в Израиле я стала Мирьям. Происхожу из весьма религиозного рода, мои прадед, бабушка, папа были очень верующими, потому тоже все соблюдаю, читаю Тору, посещаю синагогу, отмечаю все наши праздники, мой младший сын тоже очень религиозный. Мой папа, Мадатов Борис Юхаевич, имеет как губинские, так и дербентские корни, после войны и окончания университета он заведовал сетью ресторанов. Мамин дедушка, мой прадед, слыл очень богатым, имел в Кубе заводы, спичечные фабрики, ковровые магазины, золотые лавки, плантации, воспитывал 11 детей (девятерых сыновей и двух дочерей). Свою молодую жену Неней Боджи он привез из Персии. Во время революции у него отняли все нажитое имущество. Потом и моя бабушка с тремя детьми осталась вдовой, живя очень бедно, и моя мама помогала моей бабушке воспитывать своих маленьких братьев. Когда маме исполнилось 15 лет, ее украл уроженец Губы, мой 16-летний папа. Молодые поженились. С началом войны мой отец ушел на фронт, вернулся сержантом, мама его дождалась, хотя одной, с маленькими детьми на руках, ей пришлось невероятно тяжело. Папа часто рассказывал о войне, также участвовал в освобождении блокадного Ленинграда. Предки моего отца занимались разведением лошадей, но при революции все потеряли. Моя мама Бирарова Юхевет Гилиловна — полуширванская-полугубинская, являлась домохозяйкой, растила детей. У меня было четыре брата и три сестры, старший мальчик в 12-летнем возрасте трагически погиб. Я училась в 52-й школе, закончила десятилетку, имела массу хобби и увлечений, занималась на одни пятерки, помогала отстающим. После школы сразу поступила в Институт народного хозяйства, вышла замуж за Семена Якубова, бакинского повара, вместе воспитали четверых детей, все уже взрослые. Старший сын работает в Торонто инженером, второй — оптометристом, проверяет зрение для очков, у него своя клиника. У дочки три образования: она медсестра, фармацевт и инженер-архитектор, трудится медицинской сестрой, младший сын — помощник адвоката, частный детектив. Старшему внуку - 17 лет, второму внуку - 10 лет. Внучкам - 8, 7 лет, внуку- 4 года, внучке - 4, самой младшей два года, скоро у меня родится еще один внук.

- Какими еще судьбоносными событиями наполнена ваша биография? Думаю, пришло время затронуть и вашу семейную трагедию…

- Мы чудесно жили, пока не собрались в 1979 году репатриироваться в Израиль. Старший брат, я с мужем и двумя маленькими детьми, моя старшая сестра собрали документы и получили разрешение переехать. Так получилось, что я отправилась на Святую Землю с родственниками, нас собралось восемь семей, среди них мои родные братья и сестры. А мой папа, мама и мои младшие сестрички должны были приехать к нам через месяц. Мама отправилась провожать нас в Брест, через который держали путь. Но случилась трагедия: злодеи, которых до сих пор не нашли, подожгли дом моего отца, и в его стенах погибли шесть человек: мой папа, две мои сестрички, а одна из них была беременная, средний брат с женой. Когда начался пожар, мой папа-герой смело побежал вниз, вывел из огня моего младшего брата с женой, потом поднялся наверх, спас моих сестер с дочкой, оставив их на улице, но сестры отдали спасенную годовалую малышку в надежные руки и не дожидаясь родных во дворе, бросились в горящий дом за папой. Дальше, крыша дома обвалилась, похоронив под собой моих близких, а все выжившие в том огне сегодня живут в Израиле. (Моих пострадавших сестер потом отвезли в больницу в очень тяжёлом состоянии, перед смертью они успели рассказать моей тете чудовищную историю произошедшего.) Эта трагедия, страшная боль остаются со мной на всю жизнь. Чтобы на душе стало немного легче, пишу об этом стихи на джуури, выплескивая все свои переживания в этих строках. Так вот, я и моя старшая сестра только три дня находились в Израиле, когда получили это плачевное известие от брата, он задержался в Бресте из-за проблем с документами, не мог выехать, а узнав обо всем, вернулся назад, на кровавое пепелище. Повернули назад и мои мама и тетя, хоронить близких. Уголовное дело тогда закрыли, никого не нашли. На почве этого я сильно заболела, и через десять месяцев, чтобы не потерять нас, моя мама тоже приехала в Израиль. В новой стране я старалась адаптироваться, выучила язык, поступила на курсы воспитателей детского сада, работала с малышами, а муж трудился поваром. Кроме этого, вела домашнее хозяйство, воспитывала свое чадо и устроилась в фонд «Сохнут», где много лет помогала новым репатриантам, в том числе и на личные сбережения, получая за это немало теплых отзывов. Готовилась поступать в израильский медицинский институт, но все вышло иначе.

- Почему переехали в Канаду, что стало основной причиной?

- Прожив 13 лет в Израиле, муж со своими друзьями захотел отправиться в эти далекие края, бросить якорь в Канаде. Безумно люблю свою историческую родину, но супруг принял решение, и я не стала спорить. На новом месте живем уже 28 лет, закончила здесь специальные курсы, работала с пожилыми при больнице, в детском садике, на хлебобулочной фабрике. Уверена, могла бы трудиться и в области медицины, меня многому обучил мой свекор, врач. Но работать в этой сфере без медицинского диплома не имею права.

- Известно, что немало времени и сил вы уделяете благотворительности. Поступаете так, опираясь на законы Торы, или вами движет нечто иное?

- Когда-то, еще находясь в Израиле, дала своему любимому, тяжело погибшему отцу, обет. Он научил меня творить добро и всегда просил: «Доченька, где бы ты не была, всегда старайся помогать людям.» Именно поэтому, как говорила ранее, еще живя в еврейском государстве, вступила в фонд «Сохнут», старалась помочь приезжим репатриантам, в Канаде также не забываю про нуждающихся, состою в соответствующей структуре, высылаю посылки беднякам, на Филиппины. Помимо прочего, обожаю печь, часто готовлю наши вкуснейшие национальные яства: хаш, ярпагы, ош, шоварму, гайло, бугламэ, долму, хамин (гандумадуш), фаршированные кавказские перчики, плов, хоягушт, тара, делаю наше аппетитнейшее блюдо дюшбару, пеку пахлаву, шекербуру, шакер-чурек, кутабы, чебуреки, манты, торт «Королевский». Регулярно занимаюсь поэзией, сочинительством, спортом, нравится петь, танцевать, вязать, всему учу моих детей и внуков, чтобы они тоже все это умели. Постоянно нахожусь в поисках своих близких, которые, в основном, живут в Москве и Баку. На данный момент нашла не всех, но буду идти до конца, чтобы отыскать свои корни.   

- Как попали в языковой он-лайн проект «Язык матери»? Что вам дает участие в этом чате в эмоциональном плане?

- Случайно познакомилась на фейсбуке с Чинаром Ханукаевым, администратором чата «Пером и Кистью», он оказался моим двоюродным племянником. Наша виртуальная встреча произошла случайно, о подобном сообществе раньше не знала. Разговорились и поняли, мы - родственники, сообщила ему о нашей семейной трагедии. Так, Чинар Ханукаев пригласил меня в чат «Зуун дэдэи», в нашу добрую, теплую, приветливую семью. Потом принялась энергично писать на джуури, сочинять стихи, делать переводы, читать литературу на горско - еврейском. Ныне и сама удивляюсь, откуда во мне все эти навыки и умения, ведь раньше никогда не сочиняла куплетов и стихов?! Однажды, с остальными чатовцами по изучению горско – еврейского, выпустили аудиоспектакль «Хусур нэ арус» ( «Невестка и свекровь» ). Наша активистка из США, яркая представительница горско-еврейской культуры Люба Юсуфова предложила мне там сыграть, и все получилось на высшем уровне, именно так, как было задумано. Безмерно рада, что мое знакомство с Чинаром Ханукаевым принесло в мою жизнь столь позитивные перемены. Год назад, когда только начала изучать джуури, оказалась среди потрясающих личностей, вдохновляющих других на творческие подвиги. Раньше не знала на родном языке ни слова, стеснялась на нем общаться, с мужем и дома всегда говорили на русском, иврите, английском. Сейчас вспоминаю какие-то выражения мамы, папы, в течение года начала контактировать на джуури, благодаря нашим учителям – Фриде Юсуфовой, Бэлле Ягудаевой, Розе Мардахаевой – Даниловой и остальным чатовцам. Если бы не они, по-прежнему не знала бы горско – еврейского.

- Здорово!

- Онлайн-группы в вотсапе – поэтические, литературные, языковые, в которых состою, в том числе – обалденный, добрый, теплый, исцеляющий виртуальный проект «Мир дышащих поэзией», под руководством молодого поэта и литератора Мордэхая Раханаева - дарят невероятные силы и мотивацию, чтобы писать дальше, знакомиться с творчеством единомышленников, творить, сочинять…

- Насколько в Торонто развита еврейская жизнь?

- В Торонто, где живем дружно и сплоченно, наберется наверное 500 горско-еврейских семей, у нас есть свои синагоги. Хотя конечно, все наши родные, со стороны мужа и по моей линии находятся в Москве, Израиле, Баку, отчего мне бывает немного одиноко. Очень тоскую по Израилю, по таким душевным, теплым израильтянам, здесь нет той гостеприимной, уютной атмосферы, которая имелась там, и как дома я себя в Канаде не чувствую.

- Как на ваш размеренный канадский быт повлияла пандемия?

- Пандемия повлияла на мою жизнь самым прямым образом. Из-за нее закрыли мое рабочее место, долгое время не могу вернуться к своим прямым обязанностям, не имею возможности навестить своих родных на Святой Земле, все мое окружение находится в стрессовом состоянии, наши дети долгое время занимались дома. Сейчас, слава Б-гу, пошли в школу. Силы мне также дают моя семья, дети, внуки. В минуты грусти люблю заходить в свои многочисленные чаты в вотсапе, где всегда нахожу отдушину, радость жизни и утешение…

Похожие статьи