Наиля Бирарова — частая гостья телевизионных проектов, передач, ток-шоу, куда ее приглашают в качестве эксперта. Поистине незаурядная личность.
– Наиля, вы светлая, яркая личность, оптимист, не перестаете улыбаться и светиться солнечной энергией, будто и не было у нас этого страшного карантина.
– На мой взгляд, период карантина несомненно повлиял на каждого, а что касается меня, он скорее дал мне рост, нежели уныние и печаль. Стараюсь искать плюсы в любом происходящем событии, использовать его себе на благо. Известно, что во время пандемии людьми овладевали страхи, панические атаки, у многих возникали апатия, неврозы и психозы, но мы с этим справлялись. Я ежедневно проводила волонтерские прямые эфиры, приглашала подписчиков на живые консультации и разборы онлайн, чтобы они могли мобилизоваться, привести в порядок психику и настроиться на позитивный лад. Вот и получилось, что коронавирус стал для меня огромной зоной роста.
– Но откуда взять столько позитива в наше тревожное время?
– Откройте мои социальные сети, мой Инстаграм — там сплошной позитив и нет негатива. Также советую читать соответствующую литературу — не любовные романы, не детективы, а то, что вдохновляет и мотивирует, черпая из этого большую порцию жизненных сил, радости. Конечно, постоянное самообучение, какие-то образовательные программы, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, приводящие в тонус, также пойдут на пользу. Отмечу, что тяжело работать над собой, не имея за плечами профессионального образовательного фундамента, поэтому не стоит затягивать с решением проблем и усугублять их, важно вовремя обратиться за поддержкой к психологу. Это подобно тому, как мы не лечим самостоятельно зубную и ушную боль, не проводим себе кардиологические исследования, не шьем вручную обувь, а обращаемся к специалистам, мастерам своего дела. Если состояние удручающее, самолечение не поможет, а, напротив, усложнит ситуацию. Лично я учусь этому с 2003 года.
– У вас за плечами образование социального психолога. Чем заинтересовала вас нейропсихология?
– Карантин заставил задуматься о том, что некоторые наши мысли оказывают на мозговую деятельность очень мощное воздействие. Удручающие воспоминания, самобичевание, вгоняющие в панические атаки, не идут во благо. Если уметь договариваться со своим мозгом, правильно себя программировать и настраивать, как струны гитары, сложится очень красивая мелодия жизни — главное, не питаться страхами, превращая их в друзей. Осознав это, я начала изучать нейропсихологию, надеюсь в ближайшее время гармонично совместить роли тренера и студента. Недавно окончила Высшую школу кино и телевидения «Останкино», стала выпускницей этого учебного заведения, получила очередной, заветный, пятый диплом. Вскоре меня пригласили в эту же школу преподавать психологию успеха на телевидении и личной эффективности в жизни.
– Раньше вы выступали на телевидении с разовыми проектами, теперь, получается, стали там работать на постоянной основе?
– Совершенно верно, с ноября 2018 года я постоянно работаю на телевидении экспертом-психологом, меня приглашают на разные передачи, программы. Скоро исполнится ровно два года, как я работаю на федеральных каналах.
– Вы из известного в Красной Слободе рода. Расскажите немного об этом, а также о происхождении вашей фамилии?
– В Губе у нас был большой многоэтажный дом из красного кирпича на главной улице, при въезде в город, он стоял вдоль реки и был единственным в своем роде. В нем жил родоначальник нашей фамилии, мой прапрадед Юшвах, которого все знали и очень уважали. Он прекрасно знал Тору, не будучи при этом раввином. К нему приходили за советом даже служители синагоги, с его мнением многие считались. И даже после ухода в мир иной до сих пор приходят за благословением на его могилу. В народе его прозвали Юшвах-бирор, что в переводе с джуури означает «брат». Он оказался долгожителем — прожил 102 года. Мои предки занимались выращиванием цветов, пыльцу от которых использовали для окраски ковров. Сам Юшвах имел ковровую мастерскую, ездил в Иран, выкупал антикварные, раритетные ковры, реставрировал их и по высокой цене продавал в Губе. Оттуда же, из Ирана, он привез себе невесту — иранскую еврейку Нэнэй Боджи, которая была на 7 лет моложе его и прожила 86 лет. Кстати, секрет этого окрашивания канул в Лету вместе с ними. Когда пришла советская власть и начали выдавать паспорта, мои родные записали себя Бираровыми. С тех пор эту фамилию знают многие — по однокоренному слову «бирор».
– Спасибо, очень интересная история. И мы прощаемся ненадолго — до ближайшей программы на Первом канале.
Справка. Наиля Бирарова родилась в 1981 году в Баку. С 1996 года живет в Москве. Окончила Московский государственный строительный университет (2003), Евразийский открытый институт (2013), Высшую школу кино и телевидения «Останкино» (2020). С ноября 2018 года работает на телевидении психологом-экспертом.