|
Яна Любарская
Яна Любарская

Зеев Вагнер: «В Российской еврейской энциклопедии о горских евреях — многие десятки статей»

Зеев Вагнер: «В Российской еврейской энциклопедии о горских евреях — многие десятки статей»

Зеев Вагнер — личность в еврейском мире поистине легендарная. Наш герой — издатель, общественный и религиозный деятель, редактор, создатель Российской еврейской энциклопедии, еще в советское время выпускавший самиздатовский еврейский журнал. Сегодня мы поговорили исключительно о горских евреях, о том, какое место они занимают в энциклопедии и какую роль в целом горские евреи сыграли в жизни самого Зеева Вагнера.   

- Зеев, когда произошло ваше знакомство с горскими евреями?

- Прежде всего, следует подчеркнуть, что к горским евреям у меня очень теплое отношение, в их адрес мне хочется сказать немало сердечных слов. О том, что на свете живут горские евреи, я узнал в институте, познакомившись с одним из них. А до этого я периодически видел расклеенные по всей Москве афиши ансамбля «Лезгинка» под управлением Танхо Израилова. По фамилии было понятно, что перед нами еврей. Он тогда был, пожалуй, самым ярким горским евреем, мне кажется, даже более известным, чем доктор Илизаров. Хотя и Гавриил Абрамович был почти что волшебником: уникальный врач, академик, заслуженный изобретатель СССР, Герой Социалистического Труда. Но люди, благодаря афишам, гораздо лучше запомнили Танхо Израилова.

Отдельное слово хочу сказать о композиторской династии Авшаломовых (Арон, Яков, он же Джейкоб и Дэвид). Три поколения: дед и отец, которых уже нет в живых и внук, Дэвид, ныне американский композитор. Авшаломовы давным-давно уехали с Кавказа. Их предок оказался на Дальнем Востоке более ста лет назад. В общем, горские евреи — весьма предприимчивые люди, успешно занимались бизнесом на всей территории России, как и дедушка Авшаломовых. Он сам получил образование, выучил своих детей, став родоначальником замечательной музыкальной династии. Арон Авшаломов стал основоположником современной китайской симфонической музыки. Согласитесь, всё это очень интересно. Хочу отметить особую музыкальность, присущую всем горским евреям. Даже рожденные за пределами Кавказа любят и умеют танцевать. Мое знакомство с нашими горско-еврейскими собратьями продолжилось уже в Израиле. Я молился в ашкеназской синагоге и к нам всегда присоединялось несколько живших поблизости горских евреев.   

- Вы создатель РЕЭ. Какое место в издании занимают горские евреи, их обычаи, язык, традиции, места проживания?

- В Российской еврейской энциклопедии горские евреи, конечно же, представлены несколькими десятками статей. В РЕЭ есть статья о таком благородном человеке, как Гасан Борисович Мирзоев — юрист, президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, председатель коллегии адвокатов «Московский юридический центр». Интереснейший человек, который преуспел во многих сферах. Мы с ним много общались, когда я жил в России, поддерживали близкие, дружественные отношения. Он один из лучших в своем деле, отличный специалист высокого уровня. А в Израиле живет сестра Гасана Борисовича, Фрида Юсуфова, общинная активистка, писательница и художница. Фрида Борисовна бережно относится к традициям и культуре своего народа. Она собирает информацию об обычаях и традициях, преподает джуури в онлайн-чате «Зуун дэдэи» («Язык матери»). Фрида Юсуфова сохраняет культуру горских евреев и в Израиле, является ярким представителем этой ветви нашего народа.

В Бат-Яме живет замечательный человек профессор Михаил Агарунов, уроженец Баку. Таких людей, как он, сейчас осталось мало. Настоящий интеллигент и умница. Общаться с ним и письменно, и устно — сплошное интеллектуальное удовольствие. Он очень помогал РЕЭ своими консультациями и материалами.

Отмечу, что в наши дни в крупных городах России без горских евреев общинная жизнь стала бы более скудной и бедной. Влияние кавказских евреев прослеживается всюду. Возьмём еврейские школы в больших городах, где в классах, наряду с ашкеназами, учится много горско-еврейских детей. Или, например, я когда-то был раввином в Туле. А председатель тульской еврейской общины — Ерухом Шальмиев, очень хороший и добрый еврей с Кавказа, его прадед был раввином в Варташене. Не знаю, на ком сегодня больше держится в Туле еврейская жизнь — на раввине или на нем. Во Владимире также несколько лет председателем общины был горский еврей. Многие российские евреи — выходцы с Кавказа являются спонсорами общин.

- Если говорить об Израиле, кто у вас самый известный горский еврей?

- Думаю, это Йекутиэль (Кути) Адам — генерал-майор Армии обороны Израиля, погибший в ходе Первой ливанской войны. Адам родился 3 ноября 1927 года в Тель-Авиве в семье горских евреев. Назван в честь своего деда Якутиэля Рабаева, выходца из Дербента, убитого в 1916 году при защите Петах-Тиквы. Все были уверены, что Кути Адам возглавит генштаб, но этого случилось. Он самая значимая фигура среди горских евреев в современном Израиле. И, конечно же, многие знают мецената, прекрасного человека, президента Фонда СТМЭГИ Германа Рашбиловича Захарьяева, нашего современника, делающего для своих собратьев невероятные вещи — как в деле сохранения языка и культуры горских евреев, так и в плане личной адресной помощи выходцам с Кавказа, в поддержке нуждающихся. Депутатом Кнессета был Роберт Тивьяев. В 1907 году группа горских евреев во главе с раввином Яаковом Ицхаки основала в Эрец-Исраэль поселок. Сегодня — это город Беэр-Яаков, носящий имя раввина из Дербента.  

- Какой из томов РЕЭ посвящен выходцам с Кавказа? Стали ли для вас самого открытием сведения о горских евреях, приводимые в энциклопедии?

- В наших географических томах содержатся сведения обо всех традиционных местах проживания горских евреев, повторюсь, это большие и маленькие статьи, связанные с кавказским регионом. Среди них: Баку, Красная Слобода, Дербент, Махачкала, Грозный, Нальчик. Уверен, мы охватили все территории, где жили горские евреи. Что касается ответа на ваш второй вопрос, то я и так перечитал о горских евреях массу литературы, и знал все это и без участия своего издания (смеется*).

И в заключение — Худо Кумек!


Похожие статьи