Рубрика Шабат Шалом. Кошерная субботняя плата

Рубрика Шабат Шалом. Кошерная субботняя плата

Попробуем вкратце разобрать, для чего используют специальную электрическую плату в субботу.

Кроме запрета Торы варить в субботу, существует несколько постановлений мудрецов, связанных с сохранением еды горячей на протяжении субботы. К ним относится запрет шhия, суть которого в следующем.

Когда человек оставляет до субботы на огне блюдо, не достигшее определенной степени готовности, существует опасение: обнаружив в субботу, что еда еще не готова, он начнет увеличивать огонь, чтобы ускорить процесс варки, и таким образом нарушит запрет Торы мав-ир (разжигать огонь).

Во времена Талмуда, чтобы увеличить огонь, необходимо было ворошить угли. В Гмаре (Шабат 36 б) разбирается несколько вариантов, как сделать такое опасение безосновательным, например, сгрести угли в сторону или присыпать их пеплом. Производя действие, уменьшающее огонь, человек показывает, что огонь его больше не интересует и он не собирается заниматься им в субботу. Так снимается опасение, что он начнет увеличивать огонь.

Хотя давно уже никто не готовит пищу на углях, опасение, что человек начнет увеличивать огонь газовой горелки или температуру электроплиты, актуально и сегодня. Обычно эту проблему решают двумя путями: либо огонь покрывают металлическим листом — блэх, который также уменьшает жар, либо используют специальную электрическую плату (Рав Шломо-Залман Ойербах зацаль, Шмират Шабат кэ-илхата 1, прим 71, Рав Вознер шлита, Шевет а-Леви 5:30).

Возникает вопрос: каким образом использование электрической платы помогает избежать опасения, что человек начнет увеличивать огонь? Ведь в Гмаре разбираются только те варианты, когда необходимо произвести действие по отношению к огню (присыпать его или сгрести угли в сторону), а при использовании электрической платы никаких действий над огнем не производится?

Дело в том, что электрическую плату изначально делают так, чтобы ее температура не была очень высокой, что, с одной стороны, позволяет сохранять пищу горячей в течение долгого времени, а с другой стороны, не дает пище подгореть. 

Поэтому, когда человек ставит еду на электрическую плату, которая изначально предназначена не для варки, а только для поддержания тепла, он этим также показывает, что огонь его больше не интересует и он не собирается заниматься им в субботу.

Т.е. снимается опасение, что человек начнет увеличивать огонь. Кроме того, в обычной электрической плате нет различных уровней нагревания и увеличить ее температуру невозможно физически (однако без первого обстоятельства — второго обстоятельства самого по себе не достаточно, чтобы снять опасение).

Получается, что использование обычной электрической плитки для этих целей невозможно, во-первых, потому что обычно она предназначается для варки, а, во-вторых, потому что у нее есть различные уровни нагревания, соответственно, постоянно сохраняется опасение, чтобы человек не начал увеличивать огонь. Единственным выходом тут может быть использование металлического листа, блэха,который покрывает нагревательные элементы и уменьшает жар.

Следует также отметить: если пища была сварена хотя бы наполовину до начала субботы, то опасения, что человек начнет увеличивать огонь, не существует, т.к. еду и без этого можно есть при стесненных обстоятельствах. Соответственно, ее можно оставлять даже на открытом огне, т.е. на обычной газовой или электрической плите (Шулхан Арух 253:1).

Однако даже в этом случае, если человек собирается в субботу вернуть еду на огонь, необходимо, чтобы огонь был покрыт металлическим листом. Или же следует использовать субботнюю электрическую плату.

С уважением, Яков Шуб
Похожие статьи