Лулав – пальмовая ветвь «капот тэмарим», одна из четырёх видов «арба миним», которые евреи возносят в Суккот (нетилат лулав) на все стороны света.
По имени «капот тэмарим» все четыре вида, соединённые вместе называют лулавом. В эти четыре вида кроме «капот тэмарим» входят этрог, (плод великолепного дерева), адас (мирт) и арава (речная верба).
Как сказано:
«...возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, ветви пальмовые и побеги дерева густолиственного и верб речных...» (Ваикра 23:40).
Точно так же, как у большинства мужчин нет возможности исполнять некоторые заповеди, например, благословение коhенов, и евреи-исраэли не жалуются на дискриминацию, и так же нет ущемления прав женщин в том, что они свободны от заповеди вознесения лулава.
Для них эта заповедь – «зман грама», то есть занимающая время, необходимое женщине для исполнения её женских обязанностей (Кидушин 29-а). Именно для того, чтобы разгрузить женщину от многих забот, её освободили от многих заповедей, отнимающих много времени, в том числе от заповеди есть, сидеть и спать в сукке.
Здесь нет ущемления прав, ибо следует понимать, что исполнение заповеди Торы – это служение Творцу, а у каждого из нас есть своя служебная задача, женская или мужская, программа служения для коhена или для раввина, для шохета или для труженника в поле.
В иудаизме нет дискриминации по полу или по социальному положению, следует исполнять свою работу с усердием и с радостью.
По мнению Рамбама и Равада (раби Авраhама бен Давида) тот, у кого нет обязанности исполнять заповедь, не должен благословлять на неё, когда исполняет.
Это «бэраха леватала», бесполезное благословение, она анулирует (хас вэ халила!) Имя Всевышнего при произнесении.
В традиции восточных евреев у женщин нет обязанности благословлять на заповедь «зман грама» и возносить лулав, но в ашкеназской общине женщины могут исполнять заповедь нетилат лулав и могут благословлять.
Они считают, что когда говорим: «ашер кидешану ба мицвотав вэцивану» (Который освятил нас и заповедал нам), подразумеваем, что заповедь дана не конкретному человеку, а всему народу Израиля, то есть всем «нам», мужчинам и женщинам.
Во всяком случае, если женщина горит желанием исполнять заповеди Суккота, следует оказать ей содействие, но при этом удержать от благословений на заповеди «зман грама».
Муж может дать ей свой лулав, как подарок. Незамужняя женщина, обеспечивающая себя самостоятельно, может приобрести для себя лулав и возносить его в соотвествии с hалахой, но и в таком случае без благословения (Ялкут Йосеф, «Собрание законов для женщин» 40:12-14) .