Во время путешествия и пребывания еврейского народа в пустыне Б‐г снабжал его манной ‐ Небесным хлебом.
Это была чудесная пища, которая ежедневно опускалась с Небес. Ее вкус менялся в зависимости от желания каждого человека. Эти отрытые чудеса помогли еврейскому народу усвоить на все времена, что материальный успех человека полностью зависит от Б‐га.
В Рош а‐Шана Б‐г решает, какое количество благ каждый человек получит в течение наступающего года. Тем не менее, деньги, которые человек тратит на исполнение заповедей, не включены в этот расчет. Расходы на изучение Торы, воспитание детей, соблюдение Шабата и других заповедей полностью компенсируются.
Какова разница между верой в Б‐га (эмуна) и доверием к Нему (битахон), и почему нужно и то, и другое? Эмуна ‐ это умственное осознание истины, что Б‐г управляет миром и делает все наилучшим образом. Битахон ‐ это душевное спокойствие и умиротворение человека, убежденного в этой истине.
Нам прекрасно известно, что не все в жизни происходит точно в соответствии с нашими пожеланиями и планами. Не так устроен свет. Мы можем быть уверены в том, что такое хорошо и к чему надо стремиться, но Б‐г знает лучше. Жизнь полна неожиданностей, не всегда приятных.
Нам приходится взваливать на себя тяжкое бремя, проходить через трудные испытания. Поэтому, чтобы устоять, нам нужен битахон, практическое применение веры в Б‐га (эмуна). Не достаточно верить «в теории», надо и на практике «жить с Б‐гом», проходить через все испытания жизни с ощущением, что Он о нас заботится, и что все к лучшему.
Вопрос в том, насколько можно положиться на Б‐га и довериться Ему (битахон), а насколько надо самому предпринимать шаги на пути к своей цели (иштадлут). Б‐г ожидает от каждого человека каких‐то усилий, но на каком‐то этапе следует полагаться на Б‐га. На каком именно? Это зависит от уровня веры и доверия Б‐гу каждого человека.
Каждый должен честно рассудить, какие усилия, по мнению Б‐га, он должен предпринять для достижения своей цели. Совершив эти действия, он вступает на дальнейший этап своего личного служения Б‐гу, когда следует Ему довериться. Не стоит прыгать слишком высоко и полагаться на Б‐га там, где это выходит за рамки нормы.
Например, бизнесмену не следует говорить: «Я буду проводить в своем офисе только два часа в день, в остальном Б‐г поможет». Нет, так он может потерять свой бизнес. В этом плане следует придерживаться общепринятой нормы.
Но если обычно такого рода бизнес работает от девяти до пяти, то можно уделить дополнительный час изучению Торы и прийти на работу на час позже, полагаясь на Б‐га, что от этого бизнес не пострадает. Так человек не становится рабом своего бизнеса, а просто обеспечивает его стабильность, чтобы были открыты «каналы», а по ним благословение и успех будут поступать с Небес.
Человек, находящийся на более высоком уровне, может ощутить, что обеспечит стабильность своего бизнеса и за меньшее количество времени, или сумеет работать из дома, сидя на компьютере, и посвящать Торе уже полдня. Если таков его истинный уровень доверия Б‐гу, он удостоится Его помощи.
Мы должны служить Б‐гу в соответствии со своим уровнем доверия Ему. Прежде чем подниматься на более высокий уровень, необходимо, чтобы на нынешнем уровне мы были совершенно спокойны и уверены, что Б‐г поможет. Чем больше мы учимся доверию Б‐гу, тем выше поднимаемся, и тем меньше можем предпринимать усилий.
Укрепим же свое доверие Б‐гу на нынешнем уровне, постараемся воистину «жить с Ним», сохранять во всех ситуациях полную уверенность, что Б‐г поможет, а там будем целиться и выше.