| Эфраим Инбар
Эфраим Инбар

Восстановление турецко-израильских отношений: совсем не история любви

Восстановление турецко-израильских отношений: совсем не история любви
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу Фото: AFP

Восстановление дипломатических отношений между Турцией и Израилем — повод для радости. Однако отношения вряд ли вернутся к периоду медового месяца 1990-х годов.

Анкара традиционно единолично определяет характер двусторонних отношений. Израиль, с другой стороны, последовательно демонстрирует желание наладить позитивные связи с Турцией из-за ее статуса региональной державы.

Являясь вторым по мощи военным членом НАТО после США, Турция входит в тройку крупнейших государств Ближнего Востока (наряду с Египтом и Ираном). Турция стратегически расположена между Европой и Азией. Экономика Турции входит в 20-ку сильнейших в мире, а ее промышленный потенциал впечатляет. Анкара хочет стать лидером мусульманского мира, а Иерусалим желает поддерживать с ней хорошие отношения, чтобы смягчить религиозную сторону своего спора с арабским миром.

Возобновление отношений происходит тогда, когда Турция испытывает экономические и дипломатические трудности. Финансовый кризис был спровоцирован монетарной политикой президента Реджепа Тайипа Эрдогана и значительным сокращением числа туристов из-за вспышки коронавируса. Анкара увидела шанс улучшить свои позиции в качестве энергетического моста в Европу и одновременно получить экономическую выгоду от газопровода, соединяющего израильские месторождения с ее трубопроводной сетью. Примирение с Израилем и признанию Авраамских соглашений также способствовала позиция богатых стран Персидского залива, от которых Турция получает финансовую помощь.

Кроме того, эта новая позиция по отношению к Израилю облегчила отношения с США, которые выступили посредником и поддержали Авраамовы соглашения. Более того, администрация Байдена более жестко относится к Турции, чем ее предшественник, и Израиль, как близкий союзник США, может помочь смягчить эту жесткость. Турция традиционно считает, что еврейское лобби в Америке имеет значительное влияние.

Турция пытается ослабить формирующийся восточно-средиземноморский альянс, в который входят Кипр, Греция и Израиль, путем укрепления связей с Иерусалимом. Турция обеспокоена расширением сотрудничества Израиля с эллинскими государствами, давними противниками Анкары. Анкара оспаривает международные границы Греции, особенно ее суверенитет над островами, расположенными вдоль турецкого побережья. С 1974 года она оккупирует северную часть Кипра (около трети острова). Постоянные конфликты вызывают периодическую напряженность в сфере безопасности. Беспокойство Турции привело к активизации усилий по заключению союза с Египтом, давним ближневосточным врагом.

Еще одним пунктом разногласий является морское соглашение между Турцией и Ливией от ноября 2019 года, которое определило исключительные экономические зоны двух стран в Восточном Средиземноморье. Оно вызвало немало споров, поскольку нарушало суверенные права других стран и не соответствовало Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), так как упускало из виду существование нескольких греческих островов в районе между турецким и ливийским берегами. Набросанная линия также препятствует планам Израиля по строительству газопровода в Европу и электрического кабеля на Кипр.

Кроме того, Израиль вряд ли согласится продавать свой газ через Турцию, поскольку поостережется позволить Турции контролировать экспорт энергоносителей.

Несмотря на политические проблемы, деловые связи между Турцией и Израилем активно развиваются. Турция — популярное направление для израильских туристов, ежедневно в страну летает более 20 рейсов. Кроме того, Турция использует порт Хайфы и маршрут в Иорданию для экспорта товаров в арабский мир из-за гражданской войны и беспорядков в Ираке.

Тем не менее, несмотря на экономические связи и изменение тона Анкары, мы должны помнить, что пока у власти находится исламист Эрдоган, Турция будет оставаться противником Израиля и сторонником террористической группировки ХАМАС. С ее османско-неоимперскими тенденциями в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, Израилю будет трудно принять исламистскую Турцию.

В июне 2023 года в Турции пройдут парламентские и президентские выборы. Эрдоган и его исламистская партия потеряли большую часть народной поддержки, и борьба за душу Турции продолжается. Эти выборы могут стать решающими для будущего Турции. Только если процесс исламизации будет задержан или остановлен, Анкара и Иерусалим смогут поддерживать дружеские отношения.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи