| Гершон Баскин
Гершон Баскин

Если не два государства, то что?

Если не два государства, то что?
Палестинец использует лестницу, чтобы перелезть через секцию разделительного барьера, недалеко от Рамаллы на Западном берегу. Фото: FLASH90

Меня спрашивают, почему, всю жизнь поддерживая решение о двух государствах, я теперь говорю, что оно, вероятно, больше не жизнеспособно. Я объясню свой вывод, а также то, что может быть возможным и даже желательным решением нашего конфликта.

Физически поселенческое движение победило. Широкое распространение израильских поселений, углубление инфраструктуры поселений по всему Западному берегу, тот факт, что до 100 тыс. евреев живут в поселениях к востоку от ранее предложенных границ между Израилем и Палестиной, а также то обстоятельство, что поселенцы Западного берега — это наиболее идеологизированные, праворелигиозные израильтяне, практически сводит вероятность их выселения к нулю.

Модель решения о двух государствах, согласованная после Кэмп-Дэвида в июле 2000 года, была основана на идее территориальных обменов, согласно которой Израиль аннексировал бы 4-6% Западного берега в обмен на землю на израильской стороне «зеленой линии». Согласно этому плану, суверенной территорией Израиля были бы признаны территории, на которых проживали 75-80% поселенцев.

Поселенцы, оказавшиеся на палестинской суверенной территории, должны были либо переехать на аннексированные земли, либо вернуться на основную территорию Израиля. Согласно парадигме Осло, израильских поселенцев не должно быть в палестинском государстве. Ни одно правительство Израиля не сможет заставить 75-80 тысяч поселенцев покинуть свои дома. Этого никогда не произойдет.

Более того, совершенно невозможно отделить палестинские города и поселки от контроля израильских поселенцев. Зона С, которая полностью контролируется Израилем со времен Осло, составляет 62% территории Западного берега.

Какие концепции рассматриваются?

Концепция №1: Первоначальная концепция процесса Осло заключалась в построении трансграничного израильско-палестинского сотрудничества. Я насчитал 26 совместных израильско-палестинских комитетов и комиссий, которые были созданы в соответствии с соглашениями, к тому времени, когда мы достигли переговоров о постоянном статусе в 2000 году. Вместо укрепления доверия между двумя сторонами возникла настороженность, которая привело к концепции «мы здесь, а они там», с тех пор ставшая парадигмой отношений.

Вторая интифада привела к строительству разделительного барьера и размежеванию с Газой. Затем избрание ХАМАС в 2006 году закрепило концептуальные рамки полного разделения и отсутствия контактов. Даже самые ярые сторонники решения о двух государствах представляют его как полное отделение, даже называют его разводом.

Я твердо убежден, что разделение за заборами и стенами из колючей проволоки — это антимирный шаг. Мир должен быть основан на контактах и сотрудничестве. Вместо того чтобы звонить в колокола разделения, те, кто заинтересован в мире, должны закладывать фундамент для строительства мостов, а не возводить более высокие стены и крепкие заборы.

Сегодня между израильтянами и палестинцами почти нет контактов. Все меньше израильтян и палестинцев верят в возможность мира, в то, что на другой стороне может быть партнер для мира.

515015.jpg
Израильские солдаты охраняют район к югу от Хеврона, где палестинец совершил нападение со стрельбой. 16 сентября 2022 года.

Концепция №2: Молодое поколение арабов отвергает идею создания мини-государства на 22% исторической территории Палестины, что составляет площадь Западного берега, Восточного Иерусалима и Газы. Очевидно, что почти для всех палестинцев важна вся земля Палестины. Для палестинцев Палестина — это не только Наблус и Тулькарем, это также Хайфа, Рамле и Лод — так же, как важно понимать, что для евреев Эрец Исраэль — это не только территория Израиля в пределах «зеленой черты».

Когда мы читаем Тору, рассказываемые истории происходят не на пляжах Тель-Авива; они происходят на вершинах холмов и в долинах Иудеи и Самарии. Вся Земля Израиля важна для еврейского народа, а вся Земля Палестины важна для палестинского народа.

Дисфункциональные правительства

Я ожидаю, что в этом вопросе почти все израильтяне и палестинцы полностью согласны. По обе стороны конфликта мы имеем дисфункциональные правительства и дисфункциональные политические системы. В Израиле мы приближаемся к пятому раунду выборов без явного и решительного победителя; в Палестине существует разрушенная, разделенная система с 87-летним президентом, который находится на 17-м году своего четырехлетнего срока, и правительством ХАМАС в Газе, которое даже не может ужиться с другим палестинским правительством в Рамалле.

На правительственном уровне нет партнеров для мира — ни в Израиле, ни в Палестине — и нет таких партнеров в политической галерее ни одной из сторон. Хотя большинство израильтян и палестинцев могут говорить себе, что они хотят мира, большинство с обеих сторон указывают обвиняющим перстом на другую сторону. Повседневная реальность на местах, с обеих сторон, доказывает, что ни сейчас, ни в обозримом будущем партнера для мира нет.

Принципы мира

Парадигма двух государств для двух народов по-прежнему является лучшим предложением для предоставления обеим сторонам возможности достижения самоопределения. Основная идея двух государств в границах по состоянию на 4 июня 1967 года является рамочной, но в отличие от процесса Осло, не должно быть никаких территориальных обменов, а границей должна стать «зеленая линия».

Для того чтобы это сработало, мы должны принять идею, что в обоих государствах могут проживать граждане и неграждане. Никто не должен быть вынужден покидать свой дом ради мира. Евреи могут жить в палестинском государстве как жители Палестины и граждане Израиля. Палестинцы, которые уже являются гражданами Израиля, могут иметь двойное гражданство, если они того пожелают, а палестинские беженцы, которые хотят жить в государстве Израиль, должны иметь возможность делать это как граждане Палестины и жители Израиля.

Граница между Израилем и Палестиной будет проницаемой, а сотрудничество между двумя государствами — основой успеха. Иерусалим будет единым открытым городом, служащим столицей обоих государств, а линией границы в Иерусалиме будет «зеленая линия».

Относительно статуса Иерусалиме, особенно Старого города, могут быть особые согласованные договоренности. Управление святыми местами должно осуществляться по согласованному соглашению заинтересованных сторон — Израиля, Палестины, Иордании, возможно, Саудовской Аравии, возможно, Марокко и, возможно, США.

Свободный доступ к святым местам и взаимное уважение их статуса для всех должны быть нашим руководящим принципом. Самая главная предпосылка для того, чтобы это произошло, заключается в том, что всем нам, израильтянам и палестинцам, нужна безопасность. Такая договоренность могла бы устранить большинство деструктивных сил, прибегающих к насилию.

Эта модель называется «Земля для всех» (ранее она называлась «Два государства, одна родина»), и она наиболее точно отражает мои ценности и принципы.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи