Меня спрашивают, почему, всю жизнь поддерживая решение о двух государствах, я теперь говорю, что оно, вероятно, больше не жизнеспособно. Я объясню свой вывод, а также то, что может быть возможным и даже желательным решением нашего конфликта.
Физически поселенческое движение победило. Широкое распространение израильских поселений, углубление инфраструктуры поселений по всему Западному берегу, тот факт, что до 100 тыс. евреев живут в поселениях к востоку от ранее предложенных границ между Израилем и Палестиной, а также то обстоятельство, что поселенцы Западного берега — это наиболее идеологизированные, праворелигиозные израильтяне, практически сводит вероятность их выселения к нулю.
Модель решения о двух государствах, согласованная после Кэмп-Дэвида в июле 2000 года, была основана на идее территориальных обменов, согласно которой Израиль аннексировал бы 4-6% Западного берега в обмен на землю на израильской стороне «зеленой линии». Согласно этому плану, суверенной территорией Израиля были бы признаны территории, на которых проживали 75-80% поселенцев.
Поселенцы, оказавшиеся на палестинской суверенной территории, должны были либо переехать на аннексированные земли, либо вернуться на основную территорию Израиля. Согласно парадигме Осло, израильских поселенцев не должно быть в палестинском государстве. Ни одно правительство Израиля не сможет заставить 75-80 тысяч поселенцев покинуть свои дома. Этого никогда не произойдет.
Более того, совершенно невозможно отделить палестинские города и поселки от контроля израильских поселенцев. Зона С, которая полностью контролируется Израилем со времен Осло, составляет 62% территории Западного берега.
Какие концепции рассматриваются?
Концепция №1: Первоначальная концепция процесса Осло заключалась в построении трансграничного израильско-палестинского сотрудничества. Я насчитал 26 совместных израильско-палестинских комитетов и комиссий, которые были созданы в соответствии с соглашениями, к тому времени, когда мы достигли переговоров о постоянном статусе в 2000 году. Вместо укрепления доверия между двумя сторонами возникла настороженность, которая привело к концепции «мы здесь, а они там», с тех пор ставшая парадигмой отношений.
Вторая интифада привела к строительству разделительного барьера и размежеванию с Газой. Затем избрание ХАМАС в 2006 году закрепило концептуальные рамки полного разделения и отсутствия контактов. Даже самые ярые сторонники решения о двух государствах представляют его как полное отделение, даже называют его разводом.
Я твердо убежден, что разделение за заборами и стенами из колючей проволоки — это антимирный шаг. Мир должен быть основан на контактах и сотрудничестве. Вместо того чтобы звонить в колокола разделения, те, кто заинтересован в мире, должны закладывать фундамент для строительства мостов, а не возводить более высокие стены и крепкие заборы.
Сегодня между израильтянами и палестинцами почти нет контактов. Все меньше израильтян и палестинцев верят в возможность мира, в то, что на другой стороне может быть партнер для мира.
Концепция №2: Молодое поколение арабов отвергает идею создания мини-государства на 22% исторической территории Палестины, что составляет площадь Западного берега, Восточного Иерусалима и Газы. Очевидно, что почти для всех палестинцев важна вся земля Палестины. Для палестинцев Палестина — это не только Наблус и Тулькарем, это также Хайфа, Рамле и Лод — так же, как важно понимать, что для евреев Эрец Исраэль — это не только территория Израиля в пределах «зеленой черты».
Когда мы читаем Тору, рассказываемые истории происходят не на пляжах Тель-Авива; они происходят на вершинах холмов и в долинах Иудеи и Самарии. Вся Земля Израиля важна для еврейского народа, а вся Земля Палестины важна для палестинского народа.
Дисфункциональные правительства
Я ожидаю, что в этом вопросе почти все израильтяне и палестинцы полностью согласны. По обе стороны конфликта мы имеем дисфункциональные правительства и дисфункциональные политические системы. В Израиле мы приближаемся к пятому раунду выборов без явного и решительного победителя; в Палестине существует разрушенная, разделенная система с 87-летним президентом, который находится на 17-м году своего четырехлетнего срока, и правительством ХАМАС в Газе, которое даже не может ужиться с другим палестинским правительством в Рамалле.
На правительственном уровне нет партнеров для мира — ни в Израиле, ни в Палестине — и нет таких партнеров в политической галерее ни одной из сторон. Хотя большинство израильтян и палестинцев могут говорить себе, что они хотят мира, большинство с обеих сторон указывают обвиняющим перстом на другую сторону. Повседневная реальность на местах, с обеих сторон, доказывает, что ни сейчас, ни в обозримом будущем партнера для мира нет.
Принципы мира
Парадигма двух государств для двух народов по-прежнему является лучшим предложением для предоставления обеим сторонам возможности достижения самоопределения. Основная идея двух государств в границах по состоянию на 4 июня 1967 года является рамочной, но в отличие от процесса Осло, не должно быть никаких территориальных обменов, а границей должна стать «зеленая линия».
Для того чтобы это сработало, мы должны принять идею, что в обоих государствах могут проживать граждане и неграждане. Никто не должен быть вынужден покидать свой дом ради мира. Евреи могут жить в палестинском государстве как жители Палестины и граждане Израиля. Палестинцы, которые уже являются гражданами Израиля, могут иметь двойное гражданство, если они того пожелают, а палестинские беженцы, которые хотят жить в государстве Израиль, должны иметь возможность делать это как граждане Палестины и жители Израиля.
Граница между Израилем и Палестиной будет проницаемой, а сотрудничество между двумя государствами — основой успеха. Иерусалим будет единым открытым городом, служащим столицей обоих государств, а линией границы в Иерусалиме будет «зеленая линия».
Относительно статуса Иерусалиме, особенно Старого города, могут быть особые согласованные договоренности. Управление святыми местами должно осуществляться по согласованному соглашению заинтересованных сторон — Израиля, Палестины, Иордании, возможно, Саудовской Аравии, возможно, Марокко и, возможно, США.
Свободный доступ к святым местам и взаимное уважение их статуса для всех должны быть нашим руководящим принципом. Самая главная предпосылка для того, чтобы это произошло, заключается в том, что всем нам, израильтянам и палестинцам, нужна безопасность. Такая договоренность могла бы устранить большинство деструктивных сил, прибегающих к насилию.
Эта модель называется «Земля для всех» (ранее она называлась «Два государства, одна родина»), и она наиболее точно отражает мои ценности и принципы.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда