Новый лидер «Яадут а-Тора» и его агрессивная политика

Новый лидер «Яадут а-Тора» и его агрессивная политика
Фото: Yonatan Sindel/Flash90

Раввин Ицхак Гольдкнопф не был явным фаворитом при поисках замены Яакову Лицману на посту главы фракции «Яадут а-Тора».

Хотя он уже давно является общественным деятелем, руководит крупной сетью харедимных детских садов и ведет жесткую борьбу против предприятий, работающих в шабат, у Гольдкнопфа нет реального политического опыта, он никогда не был депутатом Кнессета или даже муниципалитета. В воскресенье ему исполнится 72 года, и он уже довольно стар для начала политической карьеры. Моше Гафни, которого он сменил, начал свою парламентскую карьеру в 36 лет.

У Гольдкнопфа также не самая лучшая репутация в ультраортодоксальной общине. Он неоднократно сталкивался с внутренними обвинениями в сомнительной практике управления сетью детских садов, включая недоплату персоналу и увольнение учителей в конце каждого года, чтобы не дать им возможности получить стаж и более высокую зарплату. (Сам он утверждает, что безукоризненно соблюдает национальное трудовое законодательство.)

По словам Гилада Малаха, социального исследователя, изучающего общину харедим, хотя ему не хватает опыта и популярности, Гольдкнопф имеет тесные связи с главой гурских хасидов Яаковом Арье Альтером, что для партии «Яадут а-Тора» является самым важным фактором.

F190408NRF16-1.jpg
Гурский ребе Яаков Арье Альтер (Noam Revkin Fenton/Flash90)

«Когда лидер "Еш Атид" Яир Лапид выбирает, кто войдет в его список, он подходит к выбору с электоральной точки зрения: "Кто принесет мне больше голосов? Но в "Яадут а-Тора" человек, который принимает решения, — это гурский ребе, и он не обязан думать об электоральных факторах, — сказал Малах. — Он думает о том, кто ему близок или кого он знает и кому доверяет.

И вот оказалось, что он выбрал человека, который, во-первых, довольно стар, а во-вторых, политически неопытен. Кроме того, его не любят харедим, особенно из-за истории с детскими садами».

Хотя у него нет парламентского опыта, Гольдкнопф имеет более чем 20-летний опыт ведения публичных кампаний против фирм, которые работают в шабат. «У него есть опыт проведения публичных кампаний, особенно связанных с шабатом, что является вопросом, очень важным для гурского ребе», — сказал Малах.

Гольдкнопф сам был удивлен, когда его выбрали лидером партии: «Я никогда никуда не избирался, никогда не был в партийных списках. Никогда не стремился к этому... но мой учитель и раввин увидели, что я могу помочь в общественной сфере», — сказал он в интервью харедимному новостному сайту JDN.

Многолетний альянс «Яадут а-Тора» состоит из двух партий: «Агудат Исраэль», которая представляет различные хасидские дворы, и «Дегель а-Тора», которая представляет нехасидских харедим, также известных как литваки или митнагдим.

В «Яадут а-Тора» используется система ротации руководства, поэтому на этих выборах представитель «Агудат Исраэль» Гольдкнопф сменил Гафни из «Дегель а-Тора».

Альтер был вынужден выбрать нового главу партии после того, как поддерживавшийся им Лицман был вынужден уйти в отставку в рамках сделки о признании вины за его неправомерное участие в попытках предотвратить экстрадицию Малки Лейфер, женщины из гурской общины, которая обвиняется в серийном сексуальном насилии над девочками в школе в Австралии, где она была директором.

Применяя политику недовольства, Гольдкнопф неоднократно заявлял, что харедим в Израиле подвергаются дискриминации, испытывают финансовые трудности и с ними обращаются «как с собаками». Он также преуменьшал роль армии и отвергал важность светского образования.

Хотя подобный стиль политической риторики харедим в Израиле никого не удивляет, Малах сказал, что обычно это делается с бо́льшим изяществом и умением, чем продемонстрировал Гольдкнопф: «Он делает это гораздо грубее. Он не то чтобы говорит: "Нас нельзя заставлять изучать светскую основную программу". Он говорит: "Основная учебная программа ничего не стоит. Кому нужна эта чепуха? Это гораздо грубее, чем то, как большинство политиков-харедим выражаются в светской прессе. Я не могу представить, чтобы Гафни высказывался подобным образом», — сказал Малах.

gilad-malach.jpg
Гилад Малах (courtesy of the Israel Democracy Institute)

Хотя Гольдкнопф проявил осторожность и не стал прямо требовать, чтобы его назначили министром финансов в случае прихода к власти праворелигиозного блока, он ясно дал понять, что заинтересован в этой должности: «Если я буду занимать 61-е место [в Кнессете] за Нетаньяху, почему бы мне не получить портфель финансов? В предыдущем правительстве мы видели, что шести мест достаточно, чтобы стать премьер-министром, так почему я не могу стать министром финансов, тем более что у нас будет больше мест».

После относительно спокойного начала кампании в течение последнего месяца Голдкнопф неоднократно оказывался в центре внимания за сомнительные, вызывающие споры высказывания, которые поставили его в оппозицию с партиями, не принадлежащими к харедим, и даже с некоторыми членами его собственной общины.

8 октября Гольдкнопф выступил на 13-м канале, и его спросили, считает ли он, что людям, отслужившим в армии, после демобилизации должны предоставляться дополнительные льготы на жилье, помимо тех, что предлагаются израильским харедим, которые не служат в армии, а вместо этого учатся в ешивах.

«Тому, кто изучает Тору, труднее, чем тому, кто отправляется на фронт, — сказал Гольдкнопф. — Попробуйте отправить своего мужа изучать Тору на месяц. Он скажет вам: "Я готов пойти в армию на год вместо того, чтобы изучать Тору, потому что это слишком тяжело"».

Его высказывания были сразу же жестко осуждены политическими соперниками и комментаторами в СМИ, особенно после того, как через несколько часов после выхода интервью в эфир палестинский стрелок застрелил солдата на контрольно-пропускном пункте в Восточном Иерусалиме.

Неделю спустя Гольдкнопф снова оказался в центре споров, заявив в эфире 12 канала, что он «никогда не видел, чтобы английский язык и математика действительно помогали развитию страны в экономическом плане».

Политические оппоненты быстро подхватили это замечание и обрушились на лидера харедим.

«Гольдкнопф... претендует на кресло министра финансов, чтобы выдавать пособия тем, кто не работает и не вносит свой вклад, за счет среднего класса, тех, кто служит, работает и платит налоги», — сказал министр финансов и лидер партии НДИ Авигдор Либерман.

Лидеру «Яадут а-Тора» был задан вопрос о преподавании основной государственной программы в харедимных школах. В настоящее время харедимные школы обязаны преподавать основную учебную программу, включающую английский язык и математику, для получения государственного финансирования, но в прошлом месяце лидер «Ликуда» Биньямин Нетаньяху заключил соглашение, согласно которому харедимные школы будут получать эти деньги независимо от их учебных программ.

В более позднем интервью финансовой газете The Marker Гольдкнопф усилил свое несогласие с требованием обязательной основной учебной программы в обмен на государственное финансирование: «При вашем нынешнем подходе вы можете завтра утром решить, что те, кто не изучает основные предметы, не смогут поступить в университетскую больницу "Хадасса" и получить медицинскую помощь. Только те, кто изучал [светские предметы], смогут госпитализироваться на верхних этажах и получать лечение у профессоров», — сказал он.

Затем, на прошлой неделе, Гольдкнопф, похоже, подкрепил стереотипы об израильских харедим как о неплательщиках налогов. Когда его спросили о недавних опросах, показывающих низкую явку среди избирателей-харедим, Гольдкнопф предположил, что это происходит потому, что многие потенциальные респонденты не отвечают, опасаясь, что с ними говорит налоговая служба: «Харедим не любят участвовать в телефонных опросах. Они говорят себе: "Может быть, это налоговое управление, может быть, это Национальное страхование. Оставьте меня в покое"».

Либерман, чья популярность в немалой степени основана на негативном отношении к харедим, снова выступил с резкой критикой Гольдкнопфа: «Подоходный налог не очень-то резонирует с Голдкнопфом и его друзьями. Вот почему важно голосовать за нашу партию. В противном случае вы получите много звонков из налоговой инспекции, потому что в конечном итоге кто-то должен нести это бремя», — сказал он.

Хотя комментарии Гольдкнопфа соответствуют его политике, они были расценены как дилетантские ошибки, дающие козыри противникам партии без какой-либо пользы для ее базы.

«У него действительно нет большого опыта общения со светской прессой... Он был немного похож на слона в посудной лавке. Почти в каждом интервью он говорит вещи, которые вызывают беспокойство — о его взглядах на основную учебную программу, о его понимании современного мира и о том, что он будет делать в будущем. Даже в среде харедим я слышал, как люди высказывали опасения по поводу того, как он будет управлять делами в будущем. Если он говорит, что хочет возглавить министерство финансов или финансовый комитет Кнессета, и при этом говорит, что математика не важна, это вызывает определенные опасения даже среди харедим. То, как он ведет себя в интервью, определенно не приносит ему голосов, и, возможно, дает голоса его политическим оппонентам», — отметил Малах.

Склонность Гольдкнопфа к ляпам была признана даже в его собственной партии. Когда его спросили о спорных высказываниях его кандидата относительно преподавания математики и английского языка, Гафни, который возглавлял «Яадут а-Тора» в течение последнего года, сказал, что они не являются репрезентативными для партии.

F220912TN124-1-e1663006311611.jpg
Авигдор Либерман (Tomer Neuberg/Flash90)

«Он немного неопытен в этих вопросах. Фракция соберется, и все выскажут свои мысли. Позиция "Яадут а-Тора" заключается в том, что мы будем делать все, что правильно для всех граждан Израиля», — сказал Гафни в интервью на сцене предвыборной конференции, организованной 12 каналом на прошлой неделе.

По мнению Малаха, неопытность Гольдкнопфа, его ошибочные высказывания и спорное прошлое, скорее всего, не повредят «Яадут а-Тора» при голосовании. По прогнозам, партия получит семь или восемь мандатов — примерно столько же, сколько она получала на всех выборах с 2013 года, — но отсутствие поддержки населения может повлиять на результаты партии в будущем.

«Большинство харедим голосуют "Яадут а-Тора", потому что они должны, потому что это мицва, потому что так говорят раввины. Но они не любят Гольдкнопфа, и это может оказать влияние», — считает Малах.

Махер из Иерусалима

Гольдкнопф родился в Иерусалиме в семье гурских хасидов и начал работать в сфере образования в возрасте 20 лет, сначала руководил начальными школами «Талмуд Тора», а затем, в начале 80-х голов, подключился к своему отцу Иегуде Арье в управлении сетью детских садов и яслей «Бейт-Яаков».

После смерти отца в 1988 году Гольдкнопф взял на себя управление системой дошкольного образования, состоявшей из сотен детских садов и яслей, в которых воспитывались тысячи детей. В 1990 году он открыл сеть специальных школ для харедим «Петахья».

Через несколько лет Гольдкнопф попал под огонь за свое руководство детскими садами и яслями «Бейт-Яаков».

В отчете госконтролера за 2008 год было выявлено множество недобросовестных трудовых практик, включая выплату жалованья учителям и работникам детских садов намного ниже стандартных ставок и принуждение сотрудников к увольнению, чтобы не дать им возможности получить стаж.

«Выводы свидетельствуют о ненадлежащем управлении со стороны руководства "Бейт Яаков", растрате государственных средств и отказе в выплате заработной платы работникам», — говорится в заключении контролера.

Последующие расследования, проведенные светскими и харедим, в 2010 и 2015 годах, показали, что в детских садах Гольдкнопфа продолжалась теневая деловая практика. Работники утверждали, что их заставляли работать дополнительные часы без оплаты и налагали несоразмерные штрафы за мелкие нарушения, такие как опоздание на работу.

Гольдкнопфа также обвиняли в кумовстве: в один прекрасный момент он принял на работу более десятка близких родственниц, включая свою мать, которой на тот момент было уже далеко за 80, с высокими зарплатами. Гольдкнопф отрицает любое неподобающее поведение и настаивает на том, что действует в соответствии с трудовым законодательством.

«Эль-Аль», AM:PM и многое другое

Помимо работы в сфере образования, Гольдкнопф принимал активное участие в борьбе за соблюдение субботы, возглавив Комитет раввинов за святость шабата, который был создан в конце 1990-х годов.

Группа, сформированная ведущими раввинами-харедим, начала свою первую крупную борьбу против национальной израильской авиакомпании «Эль-Аль», которая в то время работала в шабат.

Комитет, возглавляемый Гольдкнопфом, организовал массовый бойкот перевозчика состороны харедим, пока не удалось заключить сделку, согласно которой «Эль-Аль» больше не будет совершать рейсы в шабат.

Одержав победу, Гольдкнопф в 2008 году организовал аналогичный бойкот против продуктового магната Дуди Вайсмана, владельца сети супермаркетов AM:PM, которые работали в шабат в Тель-Авиве. Вайсман, однако, отказался уступить, что привело к закрытию многих магазинов его же сети «Шефа Шук», которые до этого времени обслуживали в основном общину харедим.

Совсем недавно комитет боролся за то, чтобы стекольный завод Phoenicia не работал в шабат, угрожая бойкотом не только самому предприятию, но и его корпоративным клиентам. Однако из-за особенностей работы стекольных печей их нельзя выключить, поэтому это требование трудновыполнимо. Поскольку Phoenicia производит бутылки для некоторых ведущих производителей вина и других напитков, угроза широкомасштабного бойкота была потенциально серьезным вопросом. Попытки договориться о компромиссе, например, об экспорте тары, изготовленной в шабат, или о продаже компании на день нееврею, в конечном итоге не увенчались успехом, что привело к тупиковой ситуации.

На протяжении многих лет Гольдкнопф подвергался критике за эти бойкоты, утверждая, что они вызваны не столько к соблюдению заповедей, сколько к экономическим мотивам. Противники отмечают случайный и выборочный характер этих бойкотов, а также тот факт, что многие резолюции не предотвращают осквернение шабата.

Например, в случае с «Эль-Аль» соглашение, положившее конец бойкоту, было воспринято как очевидная уловка, так как самолеты и экипажи «Эль-Аль» продолжали работать в шабат, но только под другим названием компании. Чтобы прекратить бойкот, «Эль-Аль» также согласилась выплатить «штраф» в размере полумиллиона шекелей, который пошел на оплату лекарств, не покрываемых больничными кассами — область, представляющая интерес для израильских хареди. В 2018 году «Эль-Аль», по сообщениям, также сделал значительные пожертвования благотворительным организациям, связанным с гурскими хасидами по просьбе Гольдкнопфа.

Что касается «Шефа Шук», то закрытие этих магазинов также привело к появлению на их месте нескольких сетей супермаркетов, принадлежащих харедим или связанных с ними. Также выдвигается ряд теорий бойкота против Phoenicia, включая закулисные сделки с конкурирующими производителями стекла и импортерами вина. Хотя эти утверждения регулярно звучат, ни одно из них не было подтверждено.

Times of israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи