Избиратели, наконец, положили конец затянувшемуся в Израиле политическому тупику, проголосовав подавляющим большинством голосов в пользу Нетаньяху и его естественных и верных правых союзников.
После подсчета 87,6 процента бумажных бюллетеней блок Нетаньяху, вероятно, получит до 65 мест в Кнессете. Это число представляет собой стабильное парламентское большинство. В противоположность этому, левые силы Израиля рухнули, получив лишь 45 мест - разрыв между правым и левым блоками составляет 20 мест. Партии, входившие в уходящую коалицию, на этот раз получили только 50 мандатов в Кнессете, включая арабскую партию, связанную с «Братьями-мусульманами».
Даже если распределение мандатов немного изменится по мере подсчета окончательных голосов, результаты очевидны: Нетаньяху возвращается к власти на третий срок в качестве главы правительства после года пребывания в оппозиции.
Голосование стало общенациональным референдумом о доверии Нетаньяху — самому долгоправившему премьер-министру Израиля. Это был также референдум о том огромном ущербе, который из цикла в цикл наносят оппозиционные парламентарии, сговорившиеся помешать народному избраннику занять пост премьер-министра.
К большому удивлению, явка оказалась самой высокой за последние годы. Многие говорили, что израильтяне устали от ежегодного посещения избирательных участков и могут вообще бойкотировать их на этот раз. Напротив, израильтяне приняли свою гипердемократию и подавляющим большинством проголосовали за возвращение стабильности в избирательную систему. И избиратели еще раз доказали, что Израиль — традиционная правоцентристская страна.
Несмотря на все попытки сместить его, сейчас очевидно, что Нетаньяху не потерял поддержки на протяжении пяти выборов подряд. И сейчас правое правительство, которое он собирается собрать, представляет собой наиболее стабильный блок который он когда-либо имел. Вероятность того, что Нетаньяху попытается перейти к так называемому единству с партиями, которые пытались помешать ему занять пост премьер-министра, практически равна нулю. Это привело бы к появлению троянского коня и оппозиции непосредственно в его кабинете. Стабильность зависит от формирования альянса с партиями, которые действительно поддерживают кандидатуру Нетаньяху.
Ожидается, что «Религиозный Сионизм», а также ортодоксальные партии ШАС и «Яадут а-Тора» будут рекомендовать Нетаньяху на пост премьер-министра, когда президент Ицхак Герцог начнет консультации с лидерами партий, возможно, уже в воскресенье. У Нетаньяху не должно возникнуть проблем с заключением коалиционных соглашений и распределением портфелей в кабинете министров. Поскольку в коалиции участвуют всего четыре партии, министерств будет более чем достаточно, чтобы распределить их между идеологически близкими союзниками.
Получив более чем в два раза больше мандатов в Кнессете, чем любая другая партия в коалиции, «Ликуд» Нетаньяху, скорее всего, получит самые весомые портфели в кабинете министров, включая оборону и иностранные дела.
Коль скоро все министерства возглавят представители правого крыла, можно ожидать наступления беспрецедентной эпохи в истории государства. Уходящий кабинет, возглавляемый сменными премьер-министрами Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом, привел левое крыло с задних рядов оппозиции в ключевые министерства правительства, где многие выдвинули прогрессивные программы, бросающие вызов структуре Израиля как традиционного еврейского государства и формирующейся региональной сверхдержавы.
Кроме того, альянс Беннетт-Лапид впервые привел в правительство самопровозглашенную антисионистскую арабскую партию. Без партии «Раам» антисионистский блок Нетаньяху не смог бы получить большинство в 1 место в июне 2021 года. Идеологически разрозненный альянс просуществовал едва ли год, причем «Раам» колебалась в своей поддержке правительства во время крупных операций по обеспечению безопасности Израиля в Газе, а также в Иудее и Самарии.
Беспрецедентное участие «Раам» в правительстве стало основным источником разногласий для традиционной базы избирателей Израиля и способствовало нынешнему возрождению правых сил.
Неожиданные всплески поддержки во время пятого тура выборов произошли на правом фланге.
В первом случае «Религиозный Сионизм», некогда бывший периферийной силой в израильской политике, резко вырос и стал третьей по величине партией в Кнессете с 14 мандатами. Партию, представляющую собой технический блок более мелких правых фракций, возглавляет многолетний парламентарий Бецалель Смотрич. Вторым в списке кандидатов идет перспективный политический фаворит Итамар Бен-Гвир, в прошлом сторонник запрещенной партии «Ках».
Вызывая споры среди многих недоброжелателей, Бен-Гвир заручился огромной поддержкой молодых избирателей, которые чувствуют себя лишенными гражданских прав из-за давно сидящих в истеблишменте политических лидеров. Он призывает к усилению безопасности, большей защите солдат и полицейских, действующих против врагов на местах, и ужесточению условий содержания террористов в израильских тюрьмах. Растущая поддержка его взглядов сама по себе является референдумом против политики безопасности, проводимой левым политическим и оборонным истеблишментом, которая привела к резкому росту террора за год после ухода Нетаньяху с поста президента.
Второй всплеск поддержки произошел в двух ортодоксальных партиях. И ашкеназская «Яадут а-Тора», и сефардская ШАС получили больше мандатов, чем им сулили предвыборные прогнозы. В частности, ШАС поднялась на три мандата — до 11 мест. Харедим обычно демонстрируют низкую явку. Неожиданно высокая явка дает ортодоксальным партиям представительство, соответствующее их растущей доле в населении.
Что еще более важно, рост двух харедимных партий и религиозных сионистов демонстрирует сильное желание их избирателей сохранить традиционные и уникальные еврейские национальные, религиозные и социальные ценности Израиля. Укрепление ценностей, которые делают Израиль уникальным, идет вразрез с левыми, глобалистскими тенденциями, влияющими на многих западных союзников еврейского государства.
Избрание широкого правого правительства является явным отказом от прогрессивных ценностей, которые Яир Лапид и его левые союзники пытались навязать избирателям, не имея на это четкого мандата. В частности, неспособность крайне левой партии «Мерец» преодолеть избирательный порог является вопиющим поражением для прогрессивного лагеря. «Авода» едва преодолела избирательный барьер и получила четыре мандата, что является историческим минимумом для бывшей правящей партии.
Представители левого крыла теперь обращают свой гнев на Лапида за то, что он отнял голоса у малых партий в своем блоке. И хотя «Еш Атид» получила 24 места по сравнению с 17 на предыдущих выборах, восьмиместного отрыва от «Ликуда» недостаточно, чтобы убедить кого-либо в Израиле, что Лапид заслуживает остаться в кресле премьер-министра, которое он занял в качестве «временного» после отставки Нафтали Беннета.
Нафтали Беннет и Яир Лапид теперь являются самыми недолговечными премьер-министрами в истории государства. Беннет с тех пор полностью ушел из политики. Лапид теперь собирается стать главой оппозиции, где он продолжит свою бесконечную кампанию по делегитимации Нетаньяху.
Лапид, скорее всего, надолго засядет в оппозиции. В отличие от предыдущих составов, новое правое правительство под руководством Нетаньяху имеет большой потенциал, чтобы продержаться полный четырехлетний срок. После нескольких лет нестабильности полный срок — это именно то, что нужно израильтянам для обеспечения своих национальных интересов.
Любые попытки делегитимизировать Нетаньяху или его союзников из правого крыла будут являться оскорблением для голосующей общественности, которая окончательно вывела Израиль из политического тупика. Напротив, именно левое крыло использовало все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы нарушить прецеденты и захватить демократические процессы в Израиле. В ходе честных и демократических выборов общественность окончательно отвергла усилия блока «анти-Биби» и дала четкий сигнал, что левым и арабским партиям место на скамьях оппозиции.
Когда пыль осядет, Нетаньяху необходимо будет быстро определить повестку дня своей политики. Его правительству придется решать такие проблемы, как растущее насилие в Палестине, стремление Ирана получить ядерное оружие и быстро растущая стоимость жилья и жизни.
Кроме того, необходимо будет попытаться преодолеть разногласия, вызванные повторяющимися в Израиле избирательными циклами. При сильном управлении Израиль может не вступать в очередной такой цикл по крайней мере в течение четырех лет.
Jewish News Syndicate, перевод Ильи Амигуда