Если вы не гик-киноман и не режиссер, рассчитывающий на номинацию, вы, вероятно, не заметили, что 21 декабря Американская киноакадемия обнародовала шорт-листы по нескольким номинациям, и в очередной раз официальный выбор Израиля, фильм Орит Ротем-Фукс «Синема “Сабайя”», не был отобран в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».
«Лучший фильм на иностранном языке» — это категория, в которой обычно соревнуются победители национальных кинопремий (в данном случае это победитель премии «Офир»). Более 90 стран представляют фильмы в этой категории, которые отбираются в шорт-лист из 10-15 фильмов, из которого выбираются пять номинантов.
Тем, кто ищет способы развенчать антисемитский миф о том, что Голливудом управляет кучка евреев, не стоит пренебрегать этим фактом: Израиль — страна с наибольшим количеством номинаций в этой категории без единой победы, всего 10 номинаций. В золотой век израильского кино, в 60-70-е годы, у Израиля было несколько номинаций: фильмы Эфраима Кишона и Моше Мизрахи получили по две номинации: «Салах Шабати» (1965) и «Полицейский Азулай» (1971) Кишона и «Я люблю тебя, Роза» (1972) и «Дом на улице Шлюш» (1973) Мизрахи. Еще один израильский фильм, «Операция “Йонатан”», драма «Голан-Глобус» о спасении пассажиров угнанного в Уганду самолета, был номинирован в 70-х годах, а израильско-палестинская тюремная драма «За стенами» получила номинацию в 80-х годах. Но ни один израильский фильм не был номинирован с 1985 по 2008 год, когда «Бофор», драма Йосефа Седара о войне в Ливане, прорвалась и получила номинацию. В течение следующих четырех лет были номинированы еще три израильских фильма: «Вальс с Баширом» Ари Фольмана (2008), «Аджами» Скандара Копти и Ярона Шани (2009) и «Примечание» Седара (2011). После этого создалось впечатление, что израильская киноиндустрия впала в кризис.
У Израиля нет ни одной номинации уже более десяти лет, со времен «Примечания», израильские фильмы с 2017 года даже не попадали в шорт-лист. Тем не менее, за последнее десятилетие было выпущено множество замечательных израильских фильмов, многие из которых получили призы на фестивалях по всему миру, а некоторые даже были выбраны для создания ремейков в других странах.
Трудно понять, почему израильские фильмы выпали из поля зрения «Оскара». Если проанализировать предпочтения отраслевой организации, которая выбирает фильмы, Израильской академии кино и телевидения, то кажется, что фильмы, которые предпочитают ее члены, и фильмы, которые собирают большую кассу, — это непересекающиеся множества.
В прошлом году, например, израильские киноакадемики предпочли фильм «Пусть будет утро» Эрана Колирина «Образу победы» Ави Нешера. «Пусть будет утро» не попал в шорт-лист «Оскара», несмотря на то, что получил множество призов на кинофестивалях. Оба фильма хороши, но «Пусть будет утро», основанный на романе Сайеда Кашуа, требует от зрителей понимания разницы в статусе между палестинцами Западного берега и арабскими гражданами Израиля. Для зрителей, которые не понимают этого различия — а кажется вероятным, что многие зрители в США будут сбиты с толку этим, — сюжета, вероятно, окажется непонятым.
И все же антивоенный «Образ победы», рассматривающий обе стороны Войны за независимость, сфокусированный на битве за кибуц Ницаним, — это захватывающий, заставляющий задуматься фильм, который, как мне кажется, имел бы гораздо больше шансов заинтересовать американскую аудиторию. Но выборщики «Офира» посчитали иначе, и мы никогда не узнаем, как бы сложилась судьба «Образа победы».
Здесь уместно упомянуть о странном пренебрежении Академии к Нешеру на протяжении многих лет. Вернувшись в Израиль в начале 2000-х годов после более чем десятилетнего пребывания в Голливуде, он снял ряд выдающихся фильмов, которые возвестили о новом золотом веке израильского кино. Однако его фильмы не нашли поддержки у Израильской академии. Фильм «Конец света налево» (2004) имел успех как у массового зрителя, так и у критиков, но даже не был номинирован на премию «Офир» за лучшую картину. До «Образа победы» его фильмы получили лишь несколько номинаций в основных категориях, несмотря на то, что критики всего мира высоко оценили их, и они были тепло приняты на Международном кинофестивале в Торонто и других фестивалях по всему миру.
Но проблема больше, чем просто странная «слепота» Академии в отношении фильмов Нешера. Можно назвать еще много потрясающих фильмов, которые не смогли очаровать членов Академии. Фильмы «Нулевая мотивация» Талии Лави (о скучающих женщинах-солдатах), получивший приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Трайбека», и «Между делом» Майсалуна Хамуда (получивший 16 международных наград) (о трех молодых арабках, живущих в одной квартире в Тель-Авиве) — оба остросюжетные и правдивые, которые могли бы заинтересовать членов Американской академии, поскольку показывают ту сторону Израиля, которую редко можно увидеть на экране, не получили «Офира» за лучшую картину.
Фильм «Тель-Авив в огне» Самеха Зоаби (который получил две награды на Венецианском кинофестивале, в том числе за лучшую мужскую роль), неполиткорректная комедия об арабском сценаристе мыльной оперы и его сотрудничестве с пограничным полицейским, или «Работница» Михаль Авиад, которую называют первым фильмом #MeToo, — оба могли бы стать хитом на «Оскаре». Но в 2019 году, когда они участвовали в конкурсе, Израильская академия предпочла наградить фильм Ярона Зильбермана «Подстрекательство», рассказывающий об убийце Ицхака Рабина. Лента не попала в шорт-лист.
Фильм «Здесь мы» Нира Бергмана был допущен к участию в Каннском кинофестивале, но тот был отменен из-за COVID. Этот фильм тоже не получил главный приз на «Офире». Трудно найти закономерность, но многие из фильмов, которые были аутсайдерами на «Офире», успешно прошли в прокате за рубежом.
Разумно полагать, что Академии не следует думать об «Оскаре», она просто должна выбирать лучший, по ее мнению, фильм каждый год. Если это так, то ее голосующие члены должны быть довольны десятилетним отсутствием номинаций. Но для тех, кто жаждет, чтобы израильские фильмы получили международное внимание, это было разочаровывающее время, и конца этому не видно.
Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк