| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Одна судьба — единая страна

Одна судьба — единая страна
Фото: AHMAD GHARABLI / AFP

В свое время генерал Шарль де Голль сказал, что единственное чему учит история, это тому, что ничему не учит. На самом деле, скорее всего, ее уроки не усваивают те, кто плохо учился в школе.

На протяжении 40 веков существования еврейского народа мы были свидетелями многих расколов, которые в итоге приводили к трагическим последствиям. Вспомним конфронтацию, вызвавшую распад некогда единого израильского царства Давида и Соломона. Чем это закончилось — всем известно: междоусобными войнами с последующим уводом в плен части населения сначала Израиля (в 722 г. до н.э.), а затем и Иудеи (в 586 г. до н.э.). Возрожденное, в результате длительной войны с Селевкидским царством, Хасмонейское государство было потеряно из-за усобицы, затеянной сыновьями царя Александра Янная, Гирканом и Аристобулом, в результате чего в страну вторглась римская армия Гнея Помпея. Следует напомнить тем, кто призывает к кампании гражданского неповиновения, что правительство Биньямина Нетаньяху пришло к власти в результате волеизъявления большинства народа Израиля. Никто не скрывал цели, которые ставила перед собой победившая коалиция и надо принимать ее триумф в рамках существующих юридических норм. Вышедшие на улицы Тель-Авива манифестанты, даже если их действительно было 80 тысяч, никак не отражают мнение большинства избирателей. Блок партий во главе с «Ликудом» получил 64 мандата из 120, и это неоспоримый факт. Все попытки и призывы не признавать результаты парламентских выборов иначе как глупостью не назовешь. Проигрывать надо уметь, и пора научиться признавать собственные ошибки. Правительство Беннета-Лапида толкало страну на грань катастрофы. Тем не менее оппозиция не выводила людей на митинги, не раскачивала демократические устои государства, а действовала в рамках закона и изнутри разваливала предыдущее правительство, которое себя полностью дискредитировало. Коалиция, возглавляемая Биньямином Нетаньяху, исходя из своей предвыборной программы, после прихода к власти анонсировало широкие экономические и политические реформы, в том числе юридической системы, которая, даже по мнению оппозиции, давно себя изжила. Не должно быть ситуации, когда избранный большинством граждан страны парламент не может принимать законы, отражающие чаяния народа.

В результате предлагаемой судебной реформы парламентское большинство, наконец, получит контроль над процессом выбора судей Верховного суда (он же Высший суд справедливости — БАГАЦ). Будет изменен статус юридических советников правительства и министерств, в чьи задачи ранее входили решения о правомочности действий структур, которые они курируют. «Они должны представлять не собственное мнение, а позицию правительства», — заявил министр юстиции Ярив Левин.

Кроме того, предполагается отказ от законодательного принципа, позволяющего Верховному суду отменять решения правительства, прямо не противоречащие букве закона, но признанные «выходящими за рамки допустимого/разумного».

Наконец, Кнессет сможет отменять вето суда, наложенное на тот или иной закон, за исключением тех случаев, когда судьи приняли решение единогласно в расширенном составе. Понятно, что в случае прохождения реформы диктат судебной системы, которую никто не контролировал, в значительной степени потеряет свою релевантность.

Против предлагаемых реформ высказались более десятка бывших генеральных прокуроров Израиля и юридических советников правительства, а также множество адвокатов и судей.  Кроме них, в числе критиков оказались такие политические банкроты и тени из прошлого, как бывший премьер-министр Эхуд Барак, бывший министр иностранных дел и лидер почившей в бозе партии «Кадима» Ципи Ливни, проигравший вся и все глава пока еще действующего партийного объединения «Ха-махане ха-мамлахти» Бени Ганц и т.д. Яир Лапид, возглавляющий «Еш атид», благоразумно отсиделся дома.

Представители правящей коалиции, в том числе премьер-министр Биньямин Нетаньяху, заявляют, что, несмотря на многочисленные протесты, не откажутся от реформ. «Миллионы граждан, которые за нас голосовали, знали о нашем намерении реформировать систему. Более того, они этого требовали. Надо вести диалог в законодательной комиссии Кнессета, а не поддаваться безумным лозунгам, которые ведут к разрушению государства и гражданской войне», — заявил Биньямин Нетаньяху после прошедших в субботу протестов.

Понятно, что слова премьер-министра о гражданской войне — всего лишь фигура речи. Система власти в Израиле выстроена таким образом, что никакие призывы к гражданскому неповиновению, забастовкам и прочим выступлениям, расшатывающим устои государства, окруженного со всех сторон мягко говоря «недоброжелателями», не приведут к тому, что «брат пойдет войной на брата». Нет худшего врага, чем внутренний и думается, что еврейский народ сделал правильные выводы из собственной истории. Не зря новый министр просвещения Йоав Киш сделал в школьной программе основной упор на изучение ТАНАХа и истории еврейского народа.

Похожие статьи