| Лиор Акерман
Лиор Акерман

Израиль: еврейская демократия или религиозное государство?

Израиль: еврейская демократия или религиозное государство?
Бней-Брак Фото: YOSSI ALONI/FLASH90

Израильское правительство должно найти баланс между претензиями ультраортодоксального сектора и потребностями общества в целом.

Споры о национальном и религиозном характере Израиля начались за много лет до его создания и с тех пор продолжаются и даже радикализируются. Все великие умы — идеологи сионизма и создатели еврейского национального государства (включая Герцля, Жаботинского, Вольфсона и Калишера) — писали о его религиозном характере.

Поскольку все сионистские мыслители и практики были светскими евреями, то вполне естественно, что все они представляли себе еврейское национальное государство как светское, где свобода религии и свобода от религии будет обеспечена каждому гражданину в соответствии с его убеждениями.

Примечательно, что религиозные еврейские философы, такие как Маймонид, также позволяли человеку делать свой собственный выбор, утверждая, что «каждый должен жить в соответствии со своей верой». Христианство следовало этому принципу, и даже пророк Мухаммед в раннем исламе (до того, как он был искажен группой экстремистов) заявлял, что «каждый человек должен жить в своей религии, и да пребудет с ним Бог».

Однако в ходе истории произошли драматические изменения в отношениях между демократией и свободой воли против религиозных принципов и тех, кто считал себя их представителями на земле. Требования, выдвигаемые во имя религии, возрастали, взгляды, которых придерживались религиозные лидеры, становились все более экстремальными. Правящее восприятие многих радикальных партий стало таким, которое навязывает религию всем слоям общества, определяет принципы правления и источник его власти и навязывает эти правила жизни всем гражданам.

Это произошло в радикальных исламских странах, это был путь христианства в Европе в средние века, и именно так ведет себя израильский раввинат — особенно его радикальные лидеры.

Важно отметить, что до создания государства Израиль все течения иудаизма в Европе отказались сотрудничать с сионистским движением, считая создание еврейского государства абсолютно недопустимой ересью. Как только Израиль был создан, и лидеры различных хасидских течений поняли, что это развитие необратимо, а антисемитизм в Европе постоянно усиливается, они решили переместиться туда.

Они интегрировались в правящий истеблишмент, чтобы обеспечить развитие государства в тех направлениях, которые они считали нужными, и придать ему религиозный характер, соответствующий их собственному видению. Отец-основатель и первый премьер-министр Давид Бен-Гурион, который в те времена отказывался сотрудничать с арабами, был вынужден согласиться на все требования ультраортодоксальных партий, чтобы они позволили ему сформировать коалицию, которая позволила бы им участвовать в управлении государством.

Так ГДЕ же провести границу между религией и гражданством? Как далеко должна заходить религия в управлении делами государства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить данные и факты на местах в Израиле 2023 года.

Несмотря на достигнутые Бен-Гурионом договоренности, в окончательном варианте Декларации независимости было четко сказано, что Израиль — еврейское национальное государство, которое «будет поддерживать полное социальное и политическое равенство всех своих граждан без различия расы, вероисповедания или пола; будет гарантировать полную свободу совести, вероисповедания, образования и культуры». В то время эти договоренности касались ограниченного числа студентов ешив, которые будут признаны изучающими Тору по профессии и, следовательно, будут освобождены от военной службы.

Однако реальность часто не совпадает с теорией. На протяжении всего существования Израиля ультраортодоксальные слои его населения создали совершенно отдельные системы образования. Хотя эти системы частично финансировались государством, они исключили из программ своих школ многие базовые общеобразовательные предметы и избегали контроля со стороны Министерства образования.

Масштабы освобождений от военной службы со временем резко возросли, а уровень вовлеченности этого населения в рынок труда был ничтожно мал. Сочетание больших семей, не имеющих работы, регулярного дохода и базового образования, необходимого для получения знаний и профессии, привело к массовой бедности среди этого сектора израильского общества. Тем не менее, положение дел к концу 2022 года несколько иное, и на это следует обратить внимание.

Согласно прогнозам, опубликованным Центральным статистическим бюро Израиля (ЦСБ), к 2030 году представители ультраортодоксального сектора будут составлять 16% населения Израиля. По данным Министерства внутренних дел, в ультраортодоксальных городах самый высокий уровень бедности в Израиле. Масштабы бедности и ее влияние на уровень жизни в ультраортодоксальном обществе гораздо значительнее, чем в других секторах.

В 2019 году ежемесячный валовой доход ультраортодоксального домохозяйства составлял в среднем 14 121 шекель, по сравнению с 21 843 шекелями у населения в целом.

В ежегодном отчете Института демократии Израиля об ультраортодоксальном обществе на протяжении последних семи лет рассматриваются изменения, произошедшие в нем. Выводы, касающиеся системы образования, не менее тревожны. В 2021-2022 годах в ультраортодоксальных школах обучалось 25,5% ивритоязычных детей школьного возраста. Тем не менее, в 2019-2020 годах 59% ультраортодоксальных учениц сдали хотя бы один экзамен на аттестат зрелости, в то время как в 2008-2009 годах этот показатель составлял всего 31%.

За тот же период доля учащихся, сдающих экзамены на аттестат зрелости, среди ультраортодоксальных мужчин немного снизилась: с 16% до 15%. Доля учащихся, сдавших все экзамены на аттестат зрелости, в ультраортодоксальном секторе в 2018-2019 годах составила всего 14% по сравнению с 83% в государственном и государственно-религиозном.

450219.jpeg
Харедим заявляют, что предполагаемый маршрут "Голубой линии" скоростного трамвая через иерусалимские районы Геула (на фото) и Меа Шеарим привлечет светских прохожих, особенно женщин, одетых не по их правилам.

Результаты по трудоустройству несколько более обнадеживающие. Согласно данным, полученным в 2022 году, уровень занятости среди ультраортодоксальных мужчин составляет 53,5%, что является самым высоким показателем за последние 25 лет. Среди женщин в 2022 году также зафиксирован самый высокий уровень занятости — 80%. Резюме тенденций, рассмотренных в данной статье, указывает на значительное улучшение уровня занятости и доходов в израильском ультраортодоксальном обществе по сравнению с гораздо более медленным и повышением уровня образования.

Еще один вопрос, который необходимо обсудить, особенно на фоне вновь сформированного израильского правительства и его основополагающих принципов, — это уровень религиозности Израиля; а именно: где проходят границы между определением государства Израиль как еврейского и демократического и определением его как религиозного.

Итак, мы более религиозны или более светские? Согласно данным, опубликованным ЦБС в Социальном опросе, который включает раздел «Религиозность населения», из 4,5 миллионов евреев старше 20 лет в Государстве Израиль 45,3% ответили, что они нерелигиозны (светские), 33,1% ответили, что они традиционалисты, 10,7% — религиозные, 10,5% — ультраортодоксы (еще 0,4% не обнародовали свой уровень религиозности).

Таким образом светский сектор многочисленнее, чем традиционный (33,1%). Проще говоря, традиционные евреи действительно составляют большинство в Израиле; однако большинство израильских евреев не религиозны, не соблюдают Шаббат и другие мицвот, и, следовательно, их свобода действий будет ограничена исполнением религиозных законов, что будет способствовать усилению поляризации и радикализации израильского общества.

ЭТОТ АНАЛИЗ имеет последствия не только для уровня легитимности нового правительства среди граждан Израиля, но и для будущего государства и его шансов на выживание в качестве демократии.

Новые требования прекратить работы по электрификации железных дорог по выходным, остановить все виды общественного транспорта в шабат, запретить профильное обучение в целых секторах, заставив всех израильских студентов изучать Тору; закон, запрещающий приносить хамец в больницы во время Песаха; заявления раввинов о том, что Израиль должен управляться еврейским законом (Галаха) — все это, как ожидается, внесет значительный вклад в усиление поляризации и углубление расколов, которые уже существуют в израильском обществе.

И в отсутствие надлежащих сдержек и противовесов трудно сказать, что ждет нас в будущем. Характер Израиля как современного демократического государства противоречит намерениям некоторых членов коалиции превратить его в государство Галахи, управляемое религиозными нормами. Это не борьба против религии, наоборот. Быть верующим — это прекрасно, и каждый человек имеет право верить и вести свою жизнь соответственно; однако для поддержания социальной и национальной устойчивости Израиля необходимо обеспечить социальную и гражданскую стабильность.

Израильское правительство должно найти баланс между требованиями ультраортодоксального сектора и потребностями населения в целом, чтобы позволить всем секторам пользоваться свободой действий в соответствии с их потребностями и избежать навязывания религиозного закона всей стране. Правительство несет ответственность за то, чтобы Израиль оставался еврейским национальным государством и не превращалось в религиозное государство. Эта необходимость еще раз иллюстрирует исключительную важность принятия в Израиле конституции.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи