| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

До «переворота» в Израиле остался месяц

До «переворота» в Израиле остался месяц
Фото: אוליביה פיטוסי, 'הארץ

Политический кризис, вызванный продвижением коалицией «правовой реформы» Нетаньяху-Левина набирает обороты и не только в Израиле. Так, на днях даже президент США Джо Байден впервые прокомментировал ее и призвал к консенсусу в обществе. А неделю назад с критикой реформы выступил и госсекретарь Энтони Блинкеном, которую  Нетаньяху «совершенно излишним грубым вмешательством.    

В то же время уже шестую неделю подряд в Израиле проходят массовые демонстрации противников реформы. География протеста продолжает расширяться. Помимо центральных протестных акций в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе и Беэр-Шеве, демонстрации против «реформ» правительства Нетаньяху в минувшую субботу прошли по всей стране: в Эйлате, Ашдоде, Бейт-Шемеше, Гедере, Араде, Модиине, Ришоне-ле-Ционе, Рамат-Гане, Реховоте, Раанане, Кфар-Сабе, Од а-Шароне, Рамат а-Шароне, Кирьят-Оно, Герцлии, Петах-Тикве, Нес-Ционе, Нетании, Хадере, Кейсарии, Афуле, Каркуре, Ноф а-Галиле, Кирьят-Тивоне, Кармиэле и Рош-Пине.

Волна протестов не спадает и с каждым днем приобретает новых сторонников. Согласно опросу «Кан», 59% израильтян поддерживают предложение остановить проведение реформы и начать переговоры по ее содержанию. Даже среди тех, кто голосовал за партии правящей коалиции, только 47% выступают за продолжение реформы в том виде, в каком она представлена, без переговоров и компромиссов по содержанию. 38% избирателей правящей коалиции — за остановку продвижения законопроектов и начало переговоров.

Президент Ицхак Герцог, призывая к широкому консенсусу, обратился к народу с призывом остановиться на краю пропасти. Он призвал правительство Нетаньяху не выносить на первое чтение неприемлемые для половины народа законопроекты, сесть за стол переговоров и договориться на основании пяти принципов, которые, по мнению президента, должны быть приемлемы для всех.

При этом  Герцог подчеркнул, что «реформа не выскочила на пустом месте, ее породила глубокая боль» и «судебная власть должна быть приемлема для всех частей общества». Но в нынешнем виде «реформа порождает страх за основы демократии», — продолжил Герцог, и во избежание их он предложил принять пять общих принципов, позволяющих, с одной стороны, отредактировать законодательство, с другой — сохранить независимость судебной системы.

В унисон с президентом выступили и лидеры оппозиционных партий. Выступая перед участниками гигантского митинга в Иерусалиме, лидеры оппозиции сделали совместное заявление, обращенное к депутатам правящей партии «Ликуд», назвав поименно оставшихся в «Ликуде» политиков, не обязанных своей политической карьерой Нетаньяху и не питающих к нему горячей любви.

В ответ на призыв президента председатель законодательной комиссии Кнессета Симха Ротман заявил, что готов начать диалог о правовой реформе с представителями оппозиции, но не намерен ни на минуту останавливать процесс утверждения закона об ограничении полномочий БАГАЦа. Он приветствовал предложение президента Герцога, однако дал понять, что между моделью, предложенной главой государства, и планами коалиции имеется заметная дистанция. «Различия немалые, хотя и не очень большие», — заявил он перед началом заседания комиссии. Все это означает отказ от компромисса, такой же позиции придерживается министр юстиции Ярив Левин.

Естественно, при абсолютном большинстве комиссия утвердит законопроект Ротмана о лишении БАГАЦа возможности отменять законы. Это означает, что Кнессет сможет принимать законы, противоречащие Основным.

Голосованию предшествовала драма в законодательной комиссии: оппозиционные депутаты не давали начать заседание: пели, кричали и прыгали на столы. Охранники вывели нескольких особо буйных. В итоге большинством в девять голосов против семи комиссия утвердила законопроект о формировании комиссии по избранию судей. Он позволит правительству  назначать судей по своему усмотрению, обеспечивая правящей коалиции автоматическое большинство в комиссии.

Вторая поправка закрывает перед Верховным судом возможность обсуждать законность Основных законов, принятых Кнессетом. При этом все законы «правовой реформы», как и «закон Дери-2», имеют статус «основных»: Ротман и Левин отказались начинать «реформу» с определения статуса основных законов и утверждения особой усложненной процедуры их принятия. Теперь этот законопроект поступит на голосование в первом чтении на пленарном заседании Кнессета.

В этот момент сотни людей собрались около Кнессета, где назначена большая демонстрация протеста против правовой реформы. Тысячи людей уже вышли на шествия протеста в Тель-Авиве. Поезда в Иерусалим идут переполненные, интервалы движения на ветке Герцлия-Иерусалим сокращены до 10 минут.

Стоит отметить, что оппозиция своим обращением в БАГАЦ фактически загнала коалицию в угол, не оставив ей времени ни для маневра ни для диалога.

Движение за качественное правительство в Израиле обратилось в Верховный суд с ходатайством которое утверждает, что премьер-министр нарушил соглашение о конфликте интересов, запрещающее ему участвовать в делах, которые могут повлиять на его судебный процесс и в этой связи просят признать премьер-министра Биньямина Нетаньяху непригодным к занимаемой должности.

Самое проблемное в этом вопросе для коалиции то, что БАГАЦ не только принял к рассмотрению данный запрос и потребовал от правительства дать ответ на апелляцию до 12 марта. Юридическому советнику правительства Галит Баарав-Миаре предстоит объяснить, почему она не использует предоставленное ей законом право объявить Нетаньяху временно неспособным исполнять обязанности премьер-министра.

Исходя из текущего момента и постоянного противостояния Нетаньяху всем предложениям и замечаниям юридического советника правительства, она скорее всего ответит суду, что передает БАГАЦу право «отстранить» Нетаньяху от власти. И скорее всего БАГАЦ и вынесет решение, что премьер-министр не может полноценно исполнять свои обязанности из-за конфликта интересов. Что будет тогда — пока не ясно. И, видимо, коалиция, не желая рисковать, пытается отнять это право у БАГАЦа за оставшееся время, прияв все необходимые ей законы.

В своей петиции Движение за качественное правительство признало, что в прошлом суд выносил решение против принятия столь радикального шага. Однако, учитывая радикальные предложения, которые сейчас выдвигает правительство, чтобы значительно ограничить полномочия судебной власти, необходимость для Нетаньяху «взять отпуск» стала более насущной, утверждается в нем.

В ответ главы коалиционных фракций выпустили совместную декларацию в связи с предстоящими слушаниями в БАГАЦе апелляции «Движения за качество власти» с требованием отстранения Нетаньяху от должности до завершения суда над ним. Само намерение суда рассматривать такой вопрос коалиция объявила «военным переворотом».

Лидеры коалиционных фракций заявили, что сама постановка вопроса об отстранении премьер-министра является «попыткой незаконного лишения власти», так как «ни одна судебная инстанция, включая БАГАЦ, не имеет даже крохи законных полномочий для таких действий. Только народ избирает главу правительства, и только народ, через своих представителей в Кнессете, решит, прекращать ли его полномочия».

Ситуация, когда одна из ветвей власти отказывается признавать прерогативы другой, называется конституционным кризисом. Заявление лидеров правящей коалиции еще не означает, что правительство посмеет не подчиниться решению Верховного суда. Декларации глав коалиционных фракций не имеют никакого юридического статуса, это политические заявления о намерениях.

Так что ко всем внутренним и внешним проблемам Израиля добавляется еще и опция уж если не государственного, то точно правового переворота в стране. При этом если для оппозиции это только борьба за власть, а для лидеров ультроортодоксальных партий еще и борьба за сохранения приобретаемых прав и бюджетов, то для лидера коалиции Биньямина Нетаньяху — это еще и борьба за свою свободу, которую он вполне может потерять, если не остановит свой судебный процесс. Так что в этой «войне» он пойдет до конца, вот только никто пока не может себе представить этого «конца»! Но впереди еще месяц, и за это время может многое измениться. Остаётся лишь надеяться, что до гражданской войны дело не дойдет.

Похожие статьи