В интервью, которое министр алии и абсорбции Офир Софир дал «Исраэль а-йом» 24 октября, глава ведомства установил рекорд отчуждения и пренебрежительного отношения к иммигрантам из бывшего СССР. «Когда начались события 2022 года на Украине, многие приезжали сюда всего на пару дней… получили паспорт, корзину абсорбцию. Среди них были даже представители московского высшего общества». Вместо признания провала своего министерства в создании достойной инфраструктуры интеграции, он обвинил самих новых репатриантов.
Эти высказывания особенно тяжелы накануне Дня алии, отмечаемого сегодня, когда десятки организаций третьего сектора под эгидой «лобби миллиона» проводят памятное мероприятие в честь 95 погибших солдат ЦАХАЛа и полиции — репатриантов, больше половины из которых принадлежали к русскоязычной общине. Это герои, выбравшие алию в Израиль. Именно в тот момент, когда израильское общество собирается почтить и оценить вклад репатриантов, министр выбирает резкую и обвинительную риторику против тех, на самоотверженность которых страна полагается в трудные моменты.
Статистика однозначна: в 2023 году приехали 33 116 русскоязычных репатриантов, втрое больше, чем из всех остальных стран вместе взятых. В 2024-м почти 20 тысяч прибыли из России, менее тысячи из Украины и около 700 из Беларуси. По состоянию на начало 2025 года тенденция сохраняется: 3374 репатрианта из России, тогда как из Франции прибыло лишь 615 и из Северной Америки — 508. Это — репатриация в Израиль, которую игнорирует министр.
В 2023 году Софир объявил «переломный момент в финансировании»: сотни миллионов шекелей перенаправлены с интеграции уже прибывших олим на кампании по привлечению эмигрантов из западных стран. Итог: закрытие центров поддержки русскоязычных, сокращение рабочих мест и объектов социальной адаптации, перемещение денег на проекты во Франции и Америке, привлекающие лишь единицы иммигрантов. Из бюджета в размере 69 млн шекелей на поощрение репатриации в 2024 году только 11% было направлено странам СНГ, в то время как 29% ушло во Францию и 11% — в Северную Америку. В 2025 году ситуация не улучшилась: миллионы тратятся на привлечение тех, кто не заинтересован в алие, в ущерб репатриантам, которые уже находятся здесь и борются самостоятельно.
Когда министр Софир говорит о «исправлении» пункта о внуках (предусматривается, что внукам евреев будет позволено репатриироваться «лишь после гиюра»), фактически он стремится его отменить. Репатриация после гиюра возможна для всех. Суть пункта о внуках заключается именно в возможности репатриации тех, кто не является евреем согласно Галахе. Его «поправка» — это отмена в маскировке, попытка закрыть ворота перед теми людьми, которых он обвиняет в «использовании системы».
Когда ведомство, занимающееся алией, ведет себя так, будто русскоязычных вообще не существует, оно делает выбор, позволяющий создать имидж успешной интеграции «правильных евреев» и замаскировать трудности других. Если проблемы усиливаются и они будут уезжать, государство скажет: «Они на самом деле для нас чужаки». Это не просто цинизм, но и стратегический риск. Согласно статистике, всего 17% репатриантов работают по своей профессии. Если бы 80% репатриантов работали по специальности, экономика получила бы прибыль в размере 7,5 млрд шекелей за десятилетие. Государство теряет два миллиона шекелей ежедневно из-за слабой интеграции. Это провал государства, а не репатриантов.
Вместо того чтобы изображать репатриацию из России и Украины как проблему, важно признать: это люди, несущие знамя сионизма, оставляющие всё позади, чтобы построить новую жизнь, бороться и вносить вклад. Необходимо сражаться за них, а не против них.
Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда