| Лев Авенайс
Лев Авенайс

Скованные одной цепью

Конечно, слова, производные  от «гуманизм», — гуманистический, гуманитарный —  для многих русскоязычных израильтян звучат как ругательство. Почти, как либерал («либераст» по-ихнему). И рассказы о гуманитарной катастрофе в Газе для них не повод для огорчения, а скорей наоборот. Чем хуже у наших врагов, тем лучше. В конце концов, справедливо говорят они, если бы гуманитарная катастрофа была у нас, в Газе бы ликовали. Да, скорей всего, ликовали бы.

Поэтому, когда «наш Трамп» решил вдвое сократить свои взносы в фонд помощи палестинским беженцам, многие встретили это сообщение «бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию» (пожилые репатрианты помнят такую ремарку к речам лидеров СССР).   Мол, наконец-то!

Положа руку на сердце, признаюсь: я тоже не очень большой гуманист. Вид бедных детей Газы и страдающих палестинцев, греющихся за неимением электричества у костров, не лишает меня сна и не вызывает у меня порыва немедленно отчислить дневной заработок в помощь народу Газы.

Но умные люди мне объяснили, что все в мире взаимосвязано (ох уж этот «эффект бабочки»).  И когда ситуация в Газе приближается к гуманитарной катастрофе, то это одновременно плохо и для нас. Начальник Генерального штаба Гади Айзенкот выступает на заседании правительства. И пугает нас всех в целом, и министров, в частности: гуманитарная катастрофа в Газе резко повысит угрозу военного конфликта с ХАМАСом, причем, уже в этом году. Мол, когда им станет совсем плохо, то они… Ну помните из знаменитого Манифеста: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей»? И чем это кончилось, тоже помните?

Ситуацию трезво оценивают даже те, кому больше всего достается от террористов ХАМАСа и Исламского джихада — жители прилегающих к Газе сельскохозяйственных поселений. Главы региональных советов тоже призвали помочь жителям Газы: «Улучшение гуманитарной ситуации в Газе жизненно важно для безопасности Израиля»
О. да-да-да, есть убийственный аргумент: денег у ХАМАСа хватает, только тратит он их неправильно: «пушки вместо масла». В смысле — «Касамы», туннели и оружие вместо продовольствия для своего населения. На самом деле, специалисты в области безопасности объяснили мне, что это не совсем так. Деньги на войну (или подготовку к войне) с Израилем, это отнюдь не деньги UNWRA —  того самого фонда ООН помощи палестинским беженцам, отчисления в который урезал Трамп. Средства на борьбу с «сионистским врагом»  идут «целевым назначением» от покровителей террористов из мусульманских стран. Ну, примерно так же, как американскую помощь Израиль должен тратить на закупку сверхсовременных американских военных самолетов, а не на повышение пособий инвалидам, как бы нам этого ни хотелось.

Есть мнение, что никакая гуманитарная катастрофа Газе не угрожает. На днях министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц заявил, что утверждение, будто электричество в Газу подается лишь четыре часа в сутки — это наглая ложь. На самом деле электричество в Газе есть целых восемь часов в сутки. Так что, нечего скулить!  И вообще, ситуация в Газе лучше, чем даже в некоторых пригородах Каира. Не знаю, откуда черпает такую информацию министр-философ (у Штайница степень доктора философии), но даже если это правда, не думаю, что это обрадует жителей Газы.  Они живут там, где они живут. А там, где они живут,  из-за отсутствия электроэнергии не на полную мощность работают опреснительные установки. А грунтовые воды в Газе засолены, и единственный источник пресной воды — эти такие установки, обеспечивающие сейчас лишь треть необходимой потребности жителей сектора. Безработица в секторе, даже  по официальным данным — обычно заниженным,  составляет 46%, а некоторые источники утверждают, что все шестьдесят. При этом, ворота в Израиль для работников из сектора наглухо закрыты. Куда податься безработному, голодному  и отчаявшемуся, которому и впрямь нечего терять? Только в террористы.

Появилось сообщение, что в недрах военного ведомства родилась рекомендация правительству срочно направить в  Газу гуманитарную (да-да, именно гуманитарную) помощь: продовольствие, медикаменты, воду. Похоже, и правительство начинает понимать, что предупреждение Айзенкота, хотя оно и кажется мне чрезмерно алармическим (обычная тактика военных накануне принятия бюджета), не лишено рационального зерна. И вот уже глава правительства намерен в ближайшее время рассматривать вопросы помощи Газе.

Казалось бы, что нам Газа? Шарон вывел евреев оттуда, как Моисей  — из Египта. Да, наша армия, если дадут приказ, сможет вернуться туда, свергнуть власть ХАМАСа и…  что дальше?

Наплевать на Газу мы не можем. С 1967 года мы скованы с ней одной цепью. Это тяжкие оковы и для нас, и для них… И это не те цепи, о которых я писал выше. Снять эти оковы может только мирное урегулирование, которое пока, увы, не маячит даже на горизонте. А пока это так, при всей ненависти к правящему в Газе террористическому режиму ХАМАСа и, мягко говоря, «антипатии» к жителям Газы, мы вынуждены нести свою долю ответственности за жизнь в секторе. Не только из гуманизма (хотя и это достойно уважения), но и из практического интереса нашей безопасности.

Источник: Релевант


Похожие статьи