| Максим Рейдер
Максим Рейдер

Сколько американцев поддерживают Израиль?

Исторически сложилось так, что американская общественность традиционно поддерживает Израиль. Эта поддержка, существенно укрепившаяся в ходе и после Шестидневной войны 1967 года, способствовала установлению и развитию «особых отношений» между двумя странами.

О динамике отношения американцев к Израилю можно судить по опросам социологического института Гэллапа, который измеряет «градус симпатии» с момента создания Израиля.

13 марта 2018 года институт Гэллапа опубликовал очередной опрос, проведенный в первые десять дней февраля. Подробный обзор, только сейчас опубликованный иерусалимским институтом Бегина – Садата, позволяет дать общий обзор тенденций отношения американцев к Израилю в долгой исторической перспективе. Сравнительный анализ результатов, полученных за семьдесят лет независимости Израиля, показывает невероятное улучшение положения Израиля, однако свидетельствует и о том, что на горизонте появились черные облака, о которых израильтянам полезно знать.

Итак, институт Гэллапа проводит опросы общественного мнения об отношении американцев к Израилю с момента принятия резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины. С 1977 года Гэллап проводил такие обследования ежегодно, а в периоды обострения насилия или в случае особых событий — несколько раз в год.

Из года в год в Гэллап повторяет вопрос: «На чьей стороне ваши симпатии — Израиля или арабов /палестинцев?» В ноябре 1947 года 24 процента респондентов сочувствовали Израилю, 12 — арабам, и 64 процента дали другие ответы, такие как «не знаю». В опросе 2018 года цифры изменились: соотношение было 64 процента против 19 процентов в пользу Израиля, и только 20 процентов выбрали другие ответы.

Долгосрочные тенденции свидетельствуют о взлетах и падениях «градуса симпатий». Интересно проследить, как вспышки насилия и, в меньшей степени, мирный процесс, влияли на отношение американской общественности к Израилю.

Во время Шестидневной войны американцы, обеспокоенные судьбой Израиля, осуждали арабскую агрессию, что выразилось в соотношении 56 процентов к 4 процентам в пользу Израиля. Этот рекорд был побит во время первой войны в Персидском заливе 1990-1991 годов: 64 процента против 7 процентов. Причина — ракетные обстрелы Израиля и поддержка, которую выражали палестинцы Саддаму Хусейну в ходе его оккупации Кувейта.

Самый низкий показатель поддержки за 70 лет (32 процента — 28 процентов в пользу Израиля) был отмечен во время первой ливанской войны 1982 года, сразу после резни в Сабре и Шатиле. Однако через несколько недель после окончания войны показатели вернулись к довоенным. В 1978 году Гэллап изменил формулировку вопроса, заменив «арабов» на «палестинцев», но на результаты опроса в целом это не повлияло.

Динамика позитивного отношения американцев к Израилю такова. В период с 2001 по 2009 оценка превысила 50 процентную отметку с пиком 59 процентов в 2006 году, а в 2013 и 2018 годах повторила рекорд 1991 года – 64 процента.

Барак Обама был самым дружелюбным американским президентом по отношению к палестинцам. Как правило, в США президент оказывает значительное влияние на общественное мнение. Однако, несмотря на резкие разногласия и даже конфронтацию между Обамой и Нетаниягу, общественность продолжала стабильно поддерживать Израиль.

Основной причиной роста симпатий к Израилю в 21 веке, вероятно, стали теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Многие американцы считали, что и США, и Израиль являются жертвами арабского терроризма и ведут войну против общих врагов. Не исключено, что в более позднее время в сторону Израиля американскую общественность склонили события «арабской весны». Нестабильность и насилие, характерные в то время для арабского мира, лишь подчеркивали стабильность и демократичность Израиля.

Сравнивая динамику отношения американцев к Израилю и ПА, Гэллап свидетельствует о следующем: в 2018 счет был 74 процента против 21 процента в пользу Израиля. С 2000 по 2018 год индекс симпатии к Израилю вырос на 12 процентов, в то время как свое предпочтение ПА стабильно отдавали не более 20 процентов респондентов.

Есть и негативные тенденции, особенно в том, что касается распределения ответов в зависимости от политической и этнической принадлежности, а также возраста. На протяжении многих лет Израиль пользовался сильной политической поддержкой со стороны как республиканцев, так и демократов. Это привело к тому, что конгресс принял благоприятное для Израиля законодательство, обеспечившее высокий уровень военной помощи. Двадцать лет назад разрыв уровня симпатии к Израилю между республиканцами и демократами составлял лишь 5 процентов в пользу первых. Но в 2008 году разрыв увеличился до 28 процентов, а в 2018 году достиг рекордных 38 процентов.

Причин тому две: конфронтации между Обамой и Нетаниягу и полевение Демократической партии. С другой стороны, Республиканская партия оказывает Израилю невиданную прежде поддержку. Нарушение этого баланса идет во вред Израилю. Нетаниягу очень мало сделал для того, чтобы наладить контакты с демократами и восстановить прежний уровень поддержки Израиля со стороны этой партии.

Опрос Гэллапа выявил также значительный разрыв между молодыми и старыми людьми, а также между белыми и латиноамериканцами. Молодые избиратели и латиноамериканцы гораздо меньше поддерживают Израиль, чем представители других возрастных и этнических групп. Молодые люди, как правило, более либеральны, кроме того, в кампусах они подвергаются интенсивной антиизраильской палестинской и мусульманской пропаганде, и подстрекательству к ненависти. Латиноамериканцы гораздо меньше знакомы с Израилем и больше обеспокоены отношениями США с соседними странами Центральной и Латинской Америки.

Нынешний высокий уровень поддержки Израиля американским общественным мнением обнадеживают. Тем не менее, демократы оправятся от удара, который они получили на президентских выборах 2016 года и рано или поздно вернутся в Белый дом и конгресс. Молодежь придет на смену старому поколению, а, благодаря иммиграции и повышению уровня рождаемости, латиноамериканцы получат гораздо большее представительство в американском обществе. Чтобы сохранить нынешний высокий уровень поддержки со стороны США, который необходим для защиты жизненно важных интересов Израиля в Вашингтоне, Израиль должен наладить контакт с этими группами.

Источник: Детали

Похожие статьи